СКВОРЕЧНИК

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ
ТЕАТР ИМЕНИ ПУШКИНА



ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ

«РЫЦАРЬ ПЛАМЕНЕЮЩЕГО ПЕСТИКА»



Москва, 2019
Скворечник. Московский драматический театр имени Пушкина. Премьера спектакля «Рыцарь пламенеющего пестика» 14 марта 2019 года. Лаборатория будущего театра ГИТИС. - М. 2019.

Сборка результатов обсуждения спектакля со студентами ГИТИС и МГУ им. Ломоносова, которое прошло 14 марта 2019 г. после просмотра премьеры постановки «Рыцарь пламенеющего пестика». Обсуждение проводилось в форме коротких сообщений участников на заданную тему в ответ на вопросы ведущих. Мероприятие организовано администрацией Московского драматического театра имени А.С. Пушкина и Лаборатории будущего театра ГИТИС в Год театра. Название мероприятия – «Скворечник» – смысловая интерпретация англоязычного названия формата #tweetroom.


Ведущие: Г.А. Заславский, О.В. Иванов
Формат: О.В. Иванов, И.С. Карпушкин
Организация: А.А. Арутюнян, Е.Н. Симурзина, А.А. Таги-заде


© ГИТИС, 2019
© Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, 2019
© Карпушкин И.С., Иванов О.В., формат, наименование, 2019
Говорить длинно у нас умеют многие, коротко формулировать свои мысли – талант, как известно редкий. Необходимость коротко изложить свою мысль дисциплинирует, часто заставляет отказаться от лишнего... Руководствуясь всеми этими, впрочем, давно известными открытиями, мы решили провести совместно с Театром имени Пушкина твит-сессию, в ходе которой всем участникам было предложено поговорить о своих впечатлениях об увиденном премьерном спектакле, а также – о путях развития театра, поскольку Театр Пушкина думает о будущем театра, как выяснилось, не меньше, чем мы в нашей Лаборатории. Вот плоды наших вечерних театральных бдений.
Григорий Заславский
ректор ГИТИС,
руководитель Лаборатории будущего театра
Театру очень важно знать своего зрителя. В сюжете спектакля «Рыцарь пламенеющего пестика» поднимается проблема «четвертой стены» и нам хотелось использовать такую возможность для разговора со зрителем, для которого прекрасно подошел формат tweetroom (Скворечник), предложенный Лабораторией будущего театра ГИТИСа. Участники обсуждения - студенты МГУ И ГИТИСа - отлично почувствовали формат, раскрылись и высказали свои мнения и оценки. Получился такой «живой твиттер», который, дает возможность быстро и эффективно обсудить интересующие нас вопросы и получить обратную связь. Наше сотрудничество с Лабораторией ГИТИСа является уникальным опытом, новый формат сработал, выявив разносторонние и иногда поразительные ответы студентов. Мы и дальше будем развивать новый взгляд на наш театр.
Ани Арутюнян
пресс-секретарь Театра имени Пушкина

ВВЕДЕНИЕ

14 марта 2019 года. Лаборатория будущего театра ГИТИСа и Московский драматический театр имени А.С. Пушкина провели совместное обсуждение премьерного спектакля британского режиссера Деклана Доннеллана «Рыцарь пламенеющего пестика» со студентами театроведческого факультета ГИТИСа и Высшей школы Телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова.

В основе пьесы история о том, как во время скучного, сложного и излишне глубокомысленного спектакля на сцену забирается пара недовольных зрителей, которые начинают давать советы актерам и режиссерам как лучше играть и ставить, а на роль главного героя приглашают своего племянника.

Имеет ли право зритель диктовать свои правила автору? Должен ли театр реагировать на критику со стороны аудитории? Чего ждёт публика от современного театра - развлечений или повода для серьезных размышлений? Вместе со студентами мы попытались найти ответ на многие вопросы, а заодно и порассуждать о театре будущего.

Идея мероприятия родилась из попыток выстроить диалог с театральным зрителем и, как в данном случае, услышать отклик на спектакль, который точно не может быть отнесён к категории классического или традиционного театра.

Ведущими выступили руководители Лаборатории Григорий Заславский и Олег Иванов.

Новый формат мероприятия получил название #tweetroom (англ. tweet – щебет, room – комната), а для самих мероприятий как нельзя лучше подошло русское название Скворечник (от ст. слав. сквор – скрип, птичий щебет).

Мероприятие проводится с участием целевой аудитории сразу после произошедшего события. В данном случае мероприятием была премьера спектакля, а целевой аудиторией – зрители-студенты.

Ведущий задает вопросы или темы, участники на них отвечают. Стиль вопросов и ответов – короткие, ёмкие высказывания не более 30 секунд. За временем следит один из модераторов, он дает сигнал, по которому говорящий должен оборвать высказывание. Это позволяет избежать длинных фраз и даёт возможность высказаться по обсуждаемым вопросам наибольшему количеству участников.

Спор или неуправляемое коллективное обсуждение не предусмотрены, только короткие высказывания на заданную тему, без комментариев со стороны ведущего.

Ведется аудиозапись мероприятия, которая затем расшифровывается, обрабатывается и собирается с выделением хештегов и мемов – ключевых смыслов и интересных запоминающихся высказываний. Данная брошюра является примером такой сборки.

Формат #tweetroom близок по контенту к фокус-группам, но в данном случае количество участников значительно больше – от 30 до 50 человек, что позволяет получить широкий диапазон различных мнений реакций по обсуждаемым вопросам.

Более подробно c форматом #tweetroom можно ознакомиться на сайте http://tweetroom.ru


Первоначальный сценарий предполагал обсуждение ряда вопросов, которые представлены ниже. Вопросы могли корректироваться ведущими в зависимости от хода обсуждения.

Блок 1. Общая оценка спектакля

Какие в целом впечатления от этого спектакля? Что понравилось/не понравилось большего всего?

Задача: выяснить оценку спектакля и что показалось самым ярким и запоминающимся.

Блок 2. Цена билета

Сколько вы были бы готовы заплатить за этот спектакль? Или захотели бы чтобы вам вернули деньги? И за какой из спектаклей вы готовы были бы заплатить – «Лондонский купец» или «Рыцарь пламенеющего пестика»?

Задача: выяснить приемлемую цену для каждого из вариантов спектаклей.

Блок 3. «Четвертая стена» и свобода зрителя

В театре не принято зрителям выходить на сцену и тем более диктовать актерам что им делать. Может пора пересмотреть эту традицию? Может именно этого не хватает театру чтобы стать более увлекательным и коммерчески успешным? Возможно ли в будущем свободное поведение зрителей в зале во время спектакля?

Задача: оценить степень свободы и роль зрителя в театре будущего.

Блок 4. Актеры и поведение зрителей

Возникает ли у вас иногда желание выйти на сцену и/или покинуть зал? Если возникает, то в какой момент? Боятся ли актеры подобной реакции зрителей? Жалко ли вам актеров, играющих в спектакле «Лондонский купец» или «так им и надо»?

Задача: оценить приемлемую для самих студентов модель поведения.

Блок 5. Портрет современного зрителя

Зрители в спектакле «Рыцарь пламенеющего пестика» – это типичный или не типичный портрет сегодняшнего зрителя (то, как они выглядят, говорят, судят о спектакле и его героях)?

Задача: получить мнение о типичном сегодняшнем (и будущем?) зрителе.

Блок 6. Миссия театра

Современный театр, на ваш взгляд, должен просвещать и/или быть социально и политически актуальным (и быть бедным) или развлекать (и быть коммерчески успешным)? Должен ли современный театр учитывать потребности и предпочтения публики?

Задача: получить оценку миссии театра будущего.

Блок 7. Репутация творца

Репутация творца (актера, режиссера, музыканта): важно ли это для творчества?

Задача: выяснить отношение к репутации.

Блок 8. Оценка Твит рума

Какие вопросы мы не успели обсудить? Как вам такой формат разговора?

Задача: выяснить отношение к формату.





#девушкапоет

– Для меня самая яркая сцена, когда девушка поет (в первый раз). Если до этого я сидела, ничего не понимала и для меня было какое-то отторжение, то в тот момент мое восприятие как зрителя меняется. Я переключилась и стала понимать почему это здорово, я влюбилась в то, что происходит на сцене. Для меня это был переломный момент.

#рыжаятолстаякорова

– Для меня самый жесткий момент был, когда муж назвал свою жену «рыжей толстой коровой», но больше меня поразили аплодисменты, которые последовали после этого, и я не понимала почему люди аплодируют.

#вызовплемянника

– У меня был самый яркий момент, когда пара бакалейщиков стала вызывать на сцену племянника, я поняла, что все они надолго.

#openbackstage

– Для меня самый яркий и неожиданный момент, когда актеры пригласили в свой мир и я увидела его изнутри, это было крайне необычно, я такого раньше нигде не видела. Момент с камерой. Это меня удивило. Это ты все видишь, наблюдаешь, но при этом не участвуешь в этом, это интересно.

#актерскийэкстаз #триумфральфа


– Для меня самая яркая сцена это триумф Ральфа, когда он вышел в образе рыцаря, которого убивают. Там был актерский экстаз, наверное, это самое яркое.


#эмоциональнаясцена

– Мне тоже запомнилась больше эта финальная сцена. Эмоционально, ярко, поэтому запомнилось больше всего.

#победаобывателя

– Еще одна сцена, когда зритель (обыватель) прокричал ему «Победил!» и он заставил актеров делать так как нужно ему, вкручивать лампы, то есть он вынудил его делать то, что нужно ему, то, что он хочет видеть, то, что не заставляет думать, то, что просто и легко.

#грусть

– На самом деле то, что нам показали было очень грустно, потому там была ирония и это было настолько зависимо от эмоционального интеллекта зрителя. У меня вызывало некий страх и смех, нам показали обывательского зрителя и что он в наше время побеждает.


#границыпространства

– Мне кажется это зависит от пространства. Сцена-коробка разделяет зрителя и актера. Как бы ты не структурировал собственный спектакль, все равно не будет стирания границ, это заложено пространством. Если осваивать другие места, то это будет сродни перформативным практикам, иммерсивным.

#полнаясвободадействий

– Сейчас же есть иммерсивные спектакли, где полная свобода действий и сцена сопряжена со зрителями, зрители могут спокойно вмешиваться в ход спектакля.

#ничегоиммерсивного

– В этом спектакле ничего иммерсивного не было. Зритель – зритель, актер – актер. Ну и что, что они вышли из зала?

#правилаопределены

– Не как массовый тренд, а как один из вариантов. Правила игры будут определены. Я бы пошла в такой театр.

#вобластиэксперимента

– Я тоже думаю, что это не тренд, это останется в области эксперимента.

#загадочныйэпатаж

– Театр – это эпатаж в какой-то мере, эксцентрика. Поэтому зритель может включиться в этот процесс, и никто не поймет актер ли я, или я просто выражаю свое мнение таким странным способом.

#долойапплодисменты

– Мне не нравится, когда зрители постоянно перебивают спектакль аплодисментами. Аплодисменты уместны только в начале и в конце спектакля. Насколько я знаю по театральному этикету, никаким образом нельзя реагировать, выражать свои эмоции в середине спектакля.

#сегрегациятеатров

– Будем надеяться, что в будущем будет несколько видов театров, и в правилах будет указано, что можно в этом театре, а что нет.

#нетеатр

– На мой взгляд, зрители-актеры могут выйти на сцену в рамках запланированного, но если зрители тоже захотят поучаствовать в спектакле, то это уже не театр.




#смотриилиуйди

– Можно выйти из зала, если вам не нравится спектакль, а другим нравится. Они заплатили деньги, такие же или даже больше.

#скромноенеприятие

– Сижу я и стесняюсь выйти. А кто-нибудь выйдет, и я думаю – слава Богу.

#провокативноевовлечение

– У меня было ощущение, что кто-то из обычных зрителей почувствует, что можно выйти на сцену и выйдет.

#ноневышла

– А я хотела выйти на сцену.




#страх

– Я думаю, боятся.

#ожиданиерасплаты

– Они предполагают, что это возможно.

#театральнаяоборона

– Они готовы к этому. Они заранее продумывают эти ходы.

#иллюзияопасности

– Существуют же психологическая практика, тренинг, расстановки. Это уже не театр, и сегодня, мне кажется, не было сделано шага в эту сторону.
#нетипичный

– Нетипичный.

#собирательныйзритель

– Те зрители, которые вышли на сцену, типические, то есть они – собирательный образ.

#дорогомолчать

– Мне кажется, что если цены на билеты высокие, то люди не станут срывать спектакль.

#уберителефон

– Смотря что рассматривать под срыванием. Кто-то достает телефон во время спектакля, разговаривает.

#спасибочтомешали

– Рядом с нами сидела пара и громко разговаривала во время спектакля. Я хотела их поблагодарить, спасибо вам за игру. Они ответили, что они не актеры. Я им говорю: «Вы так громко разговаривали, что я подумала, что вы актеры. Тогда не понимаю, почему вы нам мешали». И они печально удалились.

#бабушкинвечерок

– Бабушка, седые кудрявые волосы, платочек, возможно работает консьержкой, и ее позвала подруга такого же возраста, она забрала внука из детсада, привела домой и пошла.

#бабушкимечтают

– Мне кажется от 30 до 35, высшее образование, люди работают, красивые.

#случайнопоржать

– По мне типичный московский зритель – это зритель, которого пригласили истинные ценители, зритель, которой не особо разбирается в театре и не составил себе определенного мнения, какие должны быть спектакли, поэтому может принимать все. То, что мы видели сегодня, он принимает, он принимает классический спектакль, ему в принципе все равно. По сути, о чем сегодня говорили зрители-актеры – зритель приходит в театр повеселиться.

#разныелюди

– Очень разный зритель. Если ты приходишь в мастерскую Фоменко, там совершенно другие люди нежели ты приходишь в Малый театр или театр Вахтангова. В Малом театре мы часто видим очень взрослых женщин, которые пришли посмотреть на красивую сцену, а в этот театр сегодня пришли или часто ходят в театр Фоменко – это другие люди, более молодые, даже по движениям более резкие, динамичные, и они идут туда чтобы перевернуть в себе что-то, а в Малый театр или театр Вахтангова ходят те, кто хочет подтвердить свои уже устоявшиеся представления о театре искусств.

#элитанаций

– В театр Наций ходят одни люди – это элита, люди, которые могут себе позволить за 20 тыс. рублей сходить в театр, а в театр Маяковского совершенно другие.

#безвообще

– Сейчас нельзя точно сказать какой именно зритель ходит в театр Москвы вообще.

#каждомусвоё

– Мне кажется, сейчас у каждого театра своя аудитория.

#полныезалы

– У каждого театра есть своя публика, полные залы и каждый театр имеет своего зрителя.

#делайзрителя

– Театр сам формирует публику, которая к нему приходит, своей политикой, которую он выбирает, когда ставит свой репертуар он выбирает публику, которая придет к нему его посмотреть.

#бабушкивезде

– Почему везде бабушки? Бабушки из Ералаша.

#свойсредисвоих

– Может театр должен ориентироваться на своего зрителя?

#следуйзазрителем

– Театр должен предполагать, для кого они будут играть и какой зритель должен к нему прийти. Если человек интеллигентный он не пойдет на спектакль, где только проститутки, пьяницы и так далее.

#нестыднопередсобой

– До того момента, когда тебе как режиссеру, создателю, актеру было, во-первых, интересно, во-вторых, ты считал, что важное что-то об этом сказать, и было не стыдно перед самим собой, ровно до того момента, когда мы переступает все эти три вещи.

#грузрепутации

– У каждого театра есть свой имидж, репутация, наработанный годами, который они не хотят потерять. Потому любой уважающий себя театр, например классический театр будет следовать какой-то определённой цели, и будет ставить только те спектакли, которые будут работать на его реноме, а другие молодежные театры могут и эксперименты себе позволить.

#безбалагана

Насчет границ. Пока не начнется балаган. На этом представлении, как я подметил, точно было два балагана, именно в эти моменты я думал: «Может закончим это». Закончится театр, начнется балаган, сейчас люди серьезные не выдержат, пойдут, подумают: «Я тоже хочу что-то свое нести. Я тоже хочу быть рыцарем, дайте мне реквизит – пойду выступать». Так что два таких момента было, сидишь и думаешь, что вот сейчас закончится и буду смотреть дальше, а может такое и не закончится.

#границытеатра

– Театр должен следовать за потребностями зрителей, но при этом иметь некие границы. Если все театры будут следовать интересам зрителей, то будет неинтересно.
#нетолькоразвлекать

И развлекать тоже, но и не только развлекать.

#абыллимальчик

– А что вы подразумеваете под развлечением?

#катарсисбезразвлечений

– Театр – это катарсис. Катарсис трудно назвать развлечением. Что мы вкладываем в понятие развлечения? Развлечение – это досуг.

#дозаинтеллекта

– Людям, приходящим в театр, приятно какое-либо интеллектуальное развлечение, я получу дозу интеллекта, у меня там какие-то мысли и наслаждение – это и есть, по сути, развлечение.

#эмоциональнаязависимость

– Развлечение – это когда ты получаешь какую-то дозу эмоций от анализа того, что ты посмотрел.

#навкусзрителя

– Театр должен как-то прививать вкус и своего зрителя воспитывать.

#гениальнаяпедофилия

– Абсолютно нет. Многие гениальные люди были пьяными сволочами в жизни, как, например, Чарли Чаплин или Элвис Пресли были педофилами, но их никто не осуждает за это, это их частная жизнь. Нам интересно только их творческое начало, какой он за закрытыми дверями никого не волнует. А репутация тоже привлекает, скандальная репутация привлекает даже больше, чем положительная.

#успехнасильника

Здесь прозвучала скользкая тема насильников, убийц. Что значит репутация? Репутация творчества именно, грандиозный успех или провал, или сам человек?

#осадокдоказательств

– По поводу Плетнева. Если бы было доказано, что он педофил, у меня был бы осадок и было бы неприятно.

#частьтворца

– Поведение из обычной жизни все же переносится в театр, и это часть творца, и какой-то подтекст все равно будет, и это неправильно.

#недопустимобогу

– Творец уподобляется богу и для меня это недопустимо.

#мирскиепедофилы

– Я считаю педофил, не педофил – это мирское, а вот творчество – это от бога.

#выборзатобой

– Мы живем в мире информационных технологий и у нас есть возможность читать про каждого человека и делать свои собственные выводы. Каждый выбирает для себя с учетом всей информации о человеке.

#любовьивера

– Это как близкому другу будешь верить или нет и принимать решение о нем от любви к нему и его творчеству. А если ты любишь его творчество, то нельзя не любить человека. А дальше ты ему веришь или нет.

#глазсмотрящего

– Если творец создает произведение искусства, каждый человек воспринимает искусство по-своему, находит что-то в нем, и не важно какой был человек и какой сакральный у него был посыл. Произведение искусства по-разному воспринимается в призме каждого. Как Звягинцев говорил про свой фильм: «Я его создал и отпустил, и он уже не со мной, дальше он плывет своим течением и каждый смотрит на это произведение искусства со своей стороны».

#странноеместо

– Мне кажется это должно восприниматься раздельно – творчество автора и то, какой он был в жизни. Может быть и педофилом или еще кем-то, мы никогда не были и не будем на его месте, мы не можем его понять, у гениев свои странности, но что есть норма для каждого? И мне кажется, что если ты не был на его месте, то не стоит осуждать. Сможете ли вы такое написать, такое создать? Не знаю. Если я прочла произведение Шекспира, Достоевского и если я узнала какой-то факт, то они мне не перестанут нравится. Я не стану к ним как-то по-другому относиться.

#свободатворчества

– Я предпочла бы, чтобы они творили в местах заключения.

#темпыосуждения

– Я думаю, что все изменится в ту сторон, что мы будем осуждать их. Сейчас динамика того, что развивается феминизм третьей волны и при условии сохранения его развития в том темпе, который происходит сейчас, в последствии скорее всего будут осуждать.

#нетрадиционныеморальныепринципы

– Возможно принципы поменяются, раньше и феминизм считали из этого рода. Можно было сказать, что человек гений, но он нетрадиционной ориентации и можем ли мы считать его произведения хорошими? Сейчас сместились эти моральные принципы, и мы уже не обращаем на это внимание.

#волнытолерантности

– Давайте договоримся, что через 20 лет театр будет существовать, будут люди, которые будут выбегать на сцену и принимать в спектакле непосредственное участие, также до нас докатится волна толерантности и все будет замечательно. Я не смеюсь, мне правда так кажется, что так и будет, и будут дискуссии еще жарче чем сейчас.

#безпрогноза

– Ученые 18 века прогнозировали, что через 200 лет города загнутся от того, что будет много колесниц, навоза, лошадей и там всякие опасные газы, но случились машины. Как мы можем прогнозировать?

#судизазаслуги

– Я надеюсь, что через 20 лет будет существовать огромное количество разных театров, которые выберут для себя ту политику, которой они захотят придерживаться. И я очень надеюсь, что все же у нас людей будут судить за их заслуги, потому что все мы люди.
#поколениеZ

– Да, смогу.

#театрбудетжить

– Смерть живого театра предрекали при появлении кино, но тем не менее этого не произошло. И более того, залов стало больше, они не пустуют, билеты продаются и на некоторые вообще сложно купить. Это тот вид искусства, который будет существовать наряду с виртуализацией, он все равно будет востребован.

#театровмногоразных

– По поводу прогнозов. Театр будет междисциплинарным, будет очень много разного. Вы говорите, что из-за гаджетов театрального действия не получится. Это будет как одна из практик, но она не будет господствующей, театр как массовое явление, люди бок о бок, психологические театры и прочее.

#театрнеумрет

– Когда появился запрос в изобразительном виде искусства на какое-то действие с художником, на 3D изображение, это появилось, был новый виток, но при этом живопись не ушла и она не убита. Почему мы говорим, что театр исчезнет, если появится общественный запрос на какой-то другой театр, то скорее всего он выделится и пойдет дальше, но театр такой, какой он есть не умрет, как не умерла живопись, как обычное кино, когда появилось 3D.

#ноэтобудетнетеатр

– Я думаю, что театр без зрителя не сможет существовать. Если мы перейдем на массовую практику, когда театр будем смотреть дома, то многие театры закроются, так как не будет эмоционального обмена между зрителями, залом и самими актерами, это будет уже не театр, а некое его подобие.