4.1. Творческий поиск и экспериментыБаза репертуара дает богатый материал к размышлениям о творческом, новаторском поиске, которым увлечены некоторые, если не многие независимые театры. Можно сказать, что в этом проявляется одна из важнейших положительных сторон их деятельности, которая явно обращает на себя внимание.
Ниже приводятся примеры такого рода спектаклей. Это не систематическая выборка, в нее включены спектакли, на которые мы хотели обратили внимание по тем или иным причинам. И это далеко не всегда театр в его классическом понимании. Скорее это вариации на тему театра.
В спектакле
«Другой город» (спектакль‐путешествие, «Pop‐up театр», г. Санкт‐Петербург, режиссер С. Александровский) зрителю предлагают прогуляться по набережным Петербурга в наушниках с бинауральной записью (такая запись дает ощущение присутствия в звуковой картине) и специальной картой с похожим маршрутом, но только по набережным Венеции, Парижа и Амстердама. Зритель выбирает один из городов и отправляется в путешествие по документальной атмосфере другого города. «Совмещая визуальный ряд Петербурга и аудиальный ряд другого города, режиссер создает уникальную среду и предоставляет участникам спектакля право самостоятельно складывать детали в цельную мозаику».
Ссылка на спектакль:
https://www.popupteatr.ru/drugoy‐gorod.
Спектакль
«Задержанный» (следственный эксперимент, «Pop‐up театр», г. Санкт‐Петербург, режиссер С. Александровский) — это одновременно бар‐хоппинг по улице Рубинштейна и следственный эксперимент по творчеству и биографии писателя Сергея довлатова. Пять баров, семь эпизодов из жизни подследственного, один подполковник милиции Кузнецов, двадцать зрителей и пять литров водки. Артист Валентин Кузнецов в советской милицейской форме выступает в роли гида и рассказчика, произнося текст современного драматурга Вячеслава дурненкова. В монолог включены интервью Сергея довлатова, свидетельства его друзей и единомышленников. Фрагменты из книг и стихов его современников в устах следователя оборачиваются показаниями и доносами. Вместе с сержантом зрители разберут семь эпизодов из жизни писателя — начиная с юности и заканчивая эмиграцией. Расследование ведется по пути от бара к бару (всего их пять), и чем больше баров пройдено, тем ближе становится подследственный.
Ссылка на спектакль:
https://www.popupteatr.ru/dovlatov.
Новый камерный спектакль‐игра
«Questioning / Кто ты?» (спектакль‐игра, «Pop‐up театр», г. Санкт‐Петербург, режиссер С. Александровский) без актеров исследует границы современного театра и глубину, на которую человек готов погрузиться в себя. два параллельных ряда стульев, смотрящие друг другу в глаза зрители, невидимый модератор и пачка бумаг в сумме дают час исследовательского и чувственного опыта.
Ссылка на спектакль:
https://www.popupteatr.ru/questioning.
В спектакле
«С Чарльзом Буковски за барной стойкой» (спектакль для одного зрителя в наушниках, «Pop‐up театр», г. Санкт‐Петербург, режиссер С. Александровский) зрителю предлагается посетить бар Fiddler's Green на ул. Рубинштейна. Он садится за барную стойку. Бармен передает наушники и пинту охлажденного пива «Белхеван». Впереди его ожидает час один на один с историей жизни и поэзией Чарльза Буковски.
Ссылка на спектакль:
https://www.popupteatr.ru/bukowski.
Спектакль
«Полный рататуй» (Dinner Theatre, театральное товарищество «Комик‐трест», г. Санкт‐Петербург, режиссер В. Фиссон) в жанре Dinner Theatre — это театральные представления до, во время и после ужина. Спектакль в новом для России жанре dinner‐театр — скандально‐едальное шоу «Полный рататуй». Зрителей ожидают феерическое шоу и изысканный ужин.
Ссылка на спектакль:
https://www.comic‐trust.com/polnyratatui.
На легендарной сцене Центрального дома работников искусств молодежный камерный театр «На Пироговке» (г. Москва) представил новую работу режиссера Ольги Захаровой
«Живые полотна». Задумка, казалось бы, проста: инсценировка четырех живописных полотен, причем полотен не самых известных, не самых ярких, к тому же одно из них — этюд. Четыре картины — четыре мини‐ спектакля.
Ссылка на спектакль:
http://mktnapirogovke.ru/premera‐spektaklya‐zhivye‐polotna/.
«ЛАВ — летучие ароматические вещества» (Центр современного искусства им. Сергея Курехина, г. Санкт‐Петербург, режиссер Э. Куликова) — спектакль, состоящий из запахов, их смешений и вариаций. Традиционный театр всегда апеллирует к познающему зрению и познающему слуху, но крайне редко обращается к «вторичным» чувствам, например к обонянию. Категория запаха парадоксальным образом не включена в инструментарий, которым обычно пользуется художник для создания театрального произведения. Тем не менее каждое ароматическое вещество содержит собственную драматургию, само по себе является событием, а также обладает мощным аффективным воздействием на реципиента. В спектакле «ЛАВ — летучие ароматические вещества» зрители смогут не только ощутить потенциал запаха как полноценного инструмента для создания художественного произведения, но также совершить акт коммуникации друг с другом, используя для этого лишь ароматы. Ведь иногда ответы на самые базовые вопросы существования крайне сложно облечь в слова, и для этого требуются иные неординарные средства.
Ссылка на спектакль:
http://kuryokhin.net/lav.
Кабаре современного искусства и перфоманса
«Нога Бомжа» («Площадка 51», «Этюд‐театр», г. Санкт‐Петербург, режиссер А. Батанов) — это мультикультурный проект «Площадки 51», объединяющий в себе традиционный русский кабак и современный европейский перформанс. В «Ноге Бомжа» ни одно представление не будет повторяться не только по содержанию, но и по форме, каждый раз это будет что‐то совсем новое, но при этом хорошо знакомое.
Ссылка на спектакль:
https://vk.com/p51_noga.
«Куклы, цветы и мятая бумага» (театр танца «Интеллбалет», г. Санкт‐Петербург) — это балетный спектакль по мотивам живописи петербургского художника Игоря Иванова. На сцене возникают образы трех циклов картин «Куклы», «Цветы» и «Мятая бумага». Куклы покидают свой угол, свое обособленное обиталище, наполняются импульсами жизни. Шикарные и изнеженные цветы расцветают в ночи. Порывы ветра трансформируют мятую бумагу, сбрасывая ее материальную оболочку, и она передается метафизическому движению танца. Музыка: А. Веберн, К. Штокхаузен, А. Берг, О. Мессиан, А. Шнитке, дж. Кейдж, д. Сурман. Исполняют солисты Санкт‐Петербургского театра балета им. Л. Якобсона — Юлия Ильина и Владимир дорохин — и артисты «Интеллбалета».
Ссылка на спектакль:
http://intellballet.spb.ru/#repertoire/3.
«Конец истории» (Центр современного искусства им. Сергея Курехина, г. Санкт‐Петербург, режиссер Ф. Курехин) — полуиммерсивный спектакль‐инсталляция про путешествие одного человека по пустошам после конца света. Спектакль делится на пять зон: травма, экология, культура, капитализм и память. Главный вопрос в спектакле — не «как же быть, когда ничего нет», а «как с этим самым смириться и принять, попробовать думать по‐другому». По отдаленным мотивам работ Вальтера Беньямина, «темной экологии» Тимоти Мортона и игр про постапокалипсис.
Ссылка на спектакль:
http://www.kuryokhin.net/konecistorii.
В спектакле
«Право на отдых» (музыкальный байопик, «Мастерская дмитрия Брусникина», г. Москва, режиссеры С. Карабань и И. Титов) переложенные на новый манер, с новым ритмом, современной мелодикой и инструментовкой классические стихи А. Галича воспринимаются как современные рок‐баллады, четко и адресно звучит рэп, а ближе к концу зрелища над сценой сгущается атмосфера ожидания баттла. Молодой слушатель с пониманием и большим аппетитом слушает старые песни Галича, звучащие по‐новому,
с новым драйвом... Зрители сидят за столами, перед каждым подушка с логотипом спектакля: хочешь — спи, хочешь — слушай... Писатели произносят свои тексты прямо в зале. Подобие сцены появляется в финале, когда байопик переходит в концерт.
Ссылка на спектакль:
https://masterbrus.com/performances/pravo‐na‐otdyh.
В спектакле
«Юре бы это понравилось» (театр Community Stage, г. Москва, режиссер А. Золотовицкий) воплотилась попытка режиссера соединить новое и экспериментальное с классическим и даже романтичным. Космос намного ближе, чем кажется. Правда, об этом говорят обычно не физики, а лирики. Ахматова, Бродский, хармс, Асадов, Есенин... Режиссер Алексей Золотовицкий выбрал 17 стихов поэтов о космосе с конца XIX века до наших дней, композитор Евгений Бархатов добавил электронный бит и «живой» кларнет, видеохудожник Алексей Берсенев подобрал визуальный ряд, и авторы решили, что «Юре бы это понравилось».
Ссылка на спектакль:
https://communitystage.ru/yura.
Спектакль с ненормативной лексикой
«Четыре жирных УЁ...» («Театр им. Алехандро Валенсио», г. Москва, режиссер В. Таныгин) — ничем не ограниченная импровизация с залом, с элементами беспредела и балагана. Виртуозное свинство, где зрители могут радоваться и возмущаться в полный голос, закидывать актеров помидорами и управлять происходящим. На входе зрителей встретят культурные молодые люди и выдадут каждому по помидорке. Все сядут на свои уютные места. А потом начнется спектакль, непредсказуемый, как сама жизнь. Происходящее похоже на супермаркет, где можно всё есть и громить, и за это ничего не будет.
Ссылка на спектакль:
https://www.valensio.com/4‐fat‐asses.
Документальный спектакль
«Протестории» (театр Community Stage, г. Москва) — о трех поколениях женщин. В нем намеренно соединяются вербатим и перформанс — истории совершенно разных женщин и личные воспоминания актрис. Любовь, предательство, наивность, доверие, боль, страх, сила и отчаяние. Истории трех поколений женщин переплетаются в причудливый текст‐паутину. Каждый новый рассказ — это рамка предыдущего. Предельно открытый спектакль, на котором каждый зритель сможет поделиться своей собственной историей. Ссылка на спектакль:
https://communitystage.ru/protestorii.
Спектакль
«Буду делать тебя звездой» в формате site‐specific (театр Community Stage, г. Москва, режиссер Е. Смородинова) — детективная история о судьбе одной порноактрисы и реальные рассказы восьми женщин о темной стороне театра и кино. В спектакле зрители делятся на три группы и следуют по всему пространству Community за своей героиней в поисках ответов. Путешествие по реальным воспоминаниям и абсолютно новый уровень коммуникации зрителей и актеров.
Ссылка на спектакль:
https://communitystage.ru/zvezda.
Спектакль‐сторителлинг с погружением
«Пассажиры» (театр Community Stage, г. Москва) стирает привычные границы между актерами и публикой. Зрителям предлагают отправиться в совместное путешествие по изучению себя. Попутчики раскроют свои тайны и поговорят о том, что волнует каждого, но что неловко обсуждать: страх, смерть, секс, семью.
Ссылка на спектакль:
https://www.communitystage.ru/repertuar.
«Мои бабушка и дедушка живут ради меня» («Театр им. Алехандро Валенсио», г. Москва, режиссер П. Вяткин) — история из недалекого будущего о профессиях, которых пока нет. О войне, которая скоро будет. О ребенке, зачатом и рожденном без участия женщины. О семье, которая сегодня еще немыслима. На сцене три художника — три театральных языка: хореография, опера, сторителлинг. Нарушены рамки жанров. Нарушены зоны комфорта исполнителей. «Мои бабушка и дедушка живут ради меня» — это сложный перфоманс, который никогда не бывает одинаковым и всегда глубинно воздействует на зрителя.
Ссылка на спектакль:
https://www.valensio.com/my‐grandparents.
Пластический перформанс
«Круговорот» («Театр светового перформанса «Светлица», г. Москва) — современное технологичное световое шоу, сочетающее жанры светового представления, танца и театрализованного перформанса. Пластический перформанс, наполненный красотой и лирикой.
Ссылка на спектакль:
https://www.svet‐litsa.com/performances/twist.
«Музыка на песке Organ sand show» (песочное шоу, «Театр иллюстраций SandARTist Studi», г. Санкт‐Петербург) — проект, объединяющий органную музыку великих композиторов эпохи барокко и живое песчаное рисование с проекцией на купол собора. Совместное размышление музыканта и художника на вечные христианские темы, истории противостояние хаоса и гармонии, добра и зла от сотворения мира до наших дней.
Ссылка на спектакль:
https://vk.com/organsandshow.
Постиндустриальное кабаре
«Плаг и Плей 2» («Инженерный театр «АхЕ», г. Санкт‐Петербург) ни на секунду не напоминает театр, хотя им, несомненно, является. Отчаянно радикальным и по‐хулигански наивным. Зрители, попавшие на действо, вольны сами найти себе и место, и занятие: то ли сидеть за барной стойкой и время от времени запускать в актеров помидором, то ли приплясывать на узеньком пятачке перед сценой. Актеры заранее объявляют, что можно курить и говорить во весь голос, пользоваться фотовспышкой и мобильным телефоном. Казалось бы, можно всё, но ведь так сложно оторваться от действия на сцене. А на сцене нескончаемая, жестко спланированная импровизация троих участников: диджея, Перформансиста и художника. Причем за последними двумя бывает достаточно сложно уследить, так как они постоянно меняются и местами, и ролями. В течение вечера на глазах зрителей операторы пространства и времени старательно создают огромную картину, а потом за несколько минут забрасывают ее болгарскими перцами. диджей, исступленно семплирующий хеви‐джаз и электрофанк, пытается защитить полотно своим телом, но и он попадает под летящие со всех сторон овощи и вынужден сделать себе шутовское харакири.
Ссылка на спектакль:
https://akhe.ru/ru/perf/plugnplay2/.
Площадная мистерия
«Мокрая свадьба» («Инженерный театр «АхЕ», г. Санкт‐Петербург) — это спектакль, в котором традиционная предметная среда становится инженерной инсталляцией, а городские суеверия — поводом для имитации ритуала, где органично смешиваются вино и ацетон, тесто и земля, пляски Бутоха и стулья Тонета, любовь и смерть. Важным компонентом в эстетике спектакля является вода как символ начала жизни и один из пяти элементов мироздания. Именно поэтому показ всегда проходит в естественных декорациях на водном ландшафте. Новая локация всегда сообщает спектаклю неповторимые нюансы.
Ссылка на спектакль:
https://akhe.ru/ru/perf/wetwedding/.
В спектакле‐вербатим
«Это тоже я. Вербатим» («Мастерская дмитрия Брусникина», г. Москва, режиссеры д. Брусникин и Ю. Квятковский) студенты‐второкурсники приставали к людям на улице и спрашивали обо всем на свете. Актеры поочередно выходят на сцену и вдруг становятся другими людьми — теми, с кем по заданию режиссера познакомились на улице или в магазине. Это может быть старушка или школьница, гастарбайтер или бизнесвумен. Из этой вереницы лиц кладывается удивительная картина города, увиденного глазами двадцатилетних.
Ссылка на спектакль:
https://masterbrus.com/performances/eto‐tozhe‐ya‐verbatim.
«Shoot/Get treasure/Repeat» — современный эпос о войне, любви, свободе, страхе и сострадании («Мастерская дмитрия Брусникина», г. Москва, режиссер А. Мартынов). Спектакль рождается в бывшем винохранилище, а ныне в самом большом выставочном пространстве «Винзавода» и стремится к синтезу жанров. Вместе с Мартыновым спектакль оформляет один из самых заметных художников из мира современного искусства Валерий Чтак. А композитор спектакля дима Аникин известен в первую очередь как представитель современной экспериментальной музыки. Спектакль проходит в нетеатральном пространстве, а именно в бывшем винохранилище, где температура всегда чуть ниже комнатной. Спектакль предполагает перемещение по винохранилищу.
Ссылка на спектакль:
https://masterbrus.com/performances/shoot‐get‐treasure‐repeat.
В спектакле
«Тюмень. Остаться нельзя валить?» (молодежный театральный центр «Космос», г. Тюмень, режиссер д. Чащин) используются видеопроекции, благодаря им можно полетать по ночному городу. А погрузиться в спектакль поможет инсталляция в холле театрального центра «Космос» с ироничными арт‐объектами, связанными с жизнью в Тюмени. В основе спектакля истории реального уличного музыканта из Тюмени, беженца, следователя, и студента из Китая, который приехал в областную столицу. Их рассказы — партитура голосов и мнений по поводу Тюмени. Озвучивают истории тюменцев популярные радио‐ и телеведущие и актеры: Мария Кондратович, дмитрий Чашков, Андрей Чибисов, Александр Фролов, Жанна Гордеева, Ольга Воронова, Гера Адамян, Айгуль Рахматуллина.
Ссылка на спектакль:
https://kosmoscentr.ru/.
Спектакль
«Тапер-шоу» (театр «Ателье», г. Москва, режиссер И. Оршуляк) создан в новом жанре, ломающем стереотипы отношений музыки и сценического действия, музыкантов и классических партитур. Музыканты стали актерами, играющими роли музыкантов. Текст — музыка. диалоги — музыкальные фразы. драматургия спектакля органична, как жизнь: один сюжет приходит на смену другому, и каждый имеет свою мелодию, свой рисунок, пластику, костюмы. Музыка становится зримой. На сцену выходит струнный квартет и за полтора часа доказывает, что скрипка — это нескучно, играть на альте и бить стэп — это нормально, а виолончель — это инструмент, с которым можно лихо танцевать. Развитие действия идет вне логики реального исторического времени. действие строится от эмоции к эмоции, от одного музыкального жанра — к другому.
Ссылка на спектакль:
https://theatreatelier.ru/about/spektakli/tapyer‐shou/.
Музыкальный кроссовер
«MoscowBoys» (театр «Ателье», г. Москва, режиссер И. Оршуляк) — второй спектакль квартета виртуозов, история, придуманная и рассказанная режиссером, хореографом Игорем Оршуляком. Новый жанр музыкального театра, придуманный продюсером Эльшаном Мамедовым пять лет назад. Как всегда, сложно поверить, что здесь и сейчас — в наше время на нашей сцене — совершается открытие, запускается проект, аналогов которому в мире нет. О чем? Жанр новый — тема вечная. Конечно, любовь! Что же еще? Любовь к жизни, любовь к музыке, любовь к свободе. Свобода как принцип полноты и радости жизни. Скованные рамками «так принято» и «так надо», мы пропускаем мимо яркие мгновения счастья только потому, что их звук и цвет не вписываются в привычные представления о мире. MoscowBoys — классический струнный квартет, ставящий устойчивые представления о классике под большой вопрос. Почему обязательно нужно играть музыку, чинно усевшись на стуле? Почему в одной композиции не может встретиться Чайковский с Тимберлейком? Если так, как они, владеть инструментом, хореографией, акробатикой, мастерством пантомимы, актерской игрой, то «невозможное возможно».
Ссылка на спектакль:
https://theatreatelier.ru/about/spektakli/moscowbo....
«Старый дом» в новом жанре SounDrama («Студия SounDrama», г. Москва, режиссер В. Панков) — символ неугасаемого стремления к счастью, «дому», где всегда можно мечтать о несбыточном. Ностальгия по прошедшей молодости в спектакле приобретает лирический характер. Встреча нескольких поколений артистов — именитых мастеров сцены (Елены Яковлевой, Елены Шаниной) и юных студентов ГИТИСа — делает историю подлинной и пронзительной. Легендарная мелодия Шарля Азнавура «Вечная любовь» дает новое звучание тексту Алексея Казанцева, и музыка в спектакле по‐саундрамовски оказывается главным действующим лицом. В спектакле звучит музыка Булата Окуджавы, Жоржа Гарваренца, Сергея Родюкова.
Ссылка на спектакль:
https://teatrcdr.ru/событие/stariy‐dom‐20‐12‐18/?instance_id=1139.