БИБЛИОТЕКА ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОДЮСЕРА

Выпуск 3. Зрительская аудитория: размышления и исследования
Авторы: О.В. Иванов, Н.В. Большаков, В.Н. Дмитриевский, Г.Г. Дадамян

Отношения со зрительской аудиторией имеют ключевое значение для театрального процесса. Зритель в театре — не просто потребитель, чьи предпочтения нужно угадать для того, чтобы продать больше билетов. Для театра, искусства «здесь и сейчас», зритель — непосредственный участник действия, партнер, реакция которого дает актеру столь необходимый отклик в зале и определяет, каким будет спектакль. Чтобы показать «особую сложность связей творческого начала со зрительским восприятием»[1], в сборник включены статьи, раскрывающие взаимодействие театра и публики под разными углами.

В статье Олега Иванова и Никиты Большакова представлен обзор основных понятий и направлений социологии театра, а также приведен пример современного сегментирования зрительской аудитории, рассказано о том, как театр может провести простое социологическое исследование самостоятельно.

Виталий Дмитриевский погружает нас в историю развития социологии театра в России: от момента зарождения на рубеже XIX–XX веков, через общественный слом революционного периода к работам конца 1920–30-х, периоду забвения вплоть до 1950-х и подлинному расцвету начиная с 1960-х годов. В статье подробно описаны комплексные исследования, проводившиеся в советских театрах в 1960–80-х годах, результаты которых в большинстве своем остаются актуальными и сегодня.

Современную ситуацию ученый рассматривает сквозь призму тех изменений в обществе, которые произошли в 1991 году и повлияли на состав и вкусы аудитории театра.

В фокусе размышлений Виталия Дмитриевского в течение долгих лет остается репертуарный массив как отражение не только художественной линии театра, но и зрительских предпочтений. Именно в структуре репертуара проявляется то активное влияние, которое зритель оказывает на театр.

В сборник включена статья Геннадия Дадамяна, опубликованная в 2014 году. В ней показано, насколько важны инструменты социологии не только непосредственно для изучения зрительского мнения, но и для того, чтобы оценить деятельность самого театра.

Статья продолжает исследования ученого, начатые им еще в советский период в одной из наиболее значимых его монографий — «Социально-экономические проблемы театрального искусства». Уже тогда Геннадий Дадамян писал о важности формирования так называемого ядра аудитории, состоящего из постоянных, лояльных театру зрителей. Наличие такого ядра — своеобразный вотум доверия, свидетельствующий о зрительском признании и готовности следовать за театром в его творческом развитии.

Эти выводы оказались крайне востребованы сегодня, когда театральное сообщество ищет адекватную систему оценки своей деятельности. Геннадий Дадамян предлагает не отталкиваться от количественных показателей — числа проданных билетов или сыгранных спектаклей, — на чем, к сожалению, останавливаются органы власти или грантодатели, а судить театр по его аудитории — по тому, удалось ли театру найти своего зрителя, увлечь его, сформировать «ближний круг» своих поклонников. Однако получить ответы на эти вопросы без глубинных, а главное, протяженных во времени социологических исследований невозможно.

При этом сегодня мы сталкиваемся с принципиально новой ситуацией: еще 30 лет назад сбор данных был довольно трудоемкой и длительной процедурой, требовавшей личного присутствия опрашиваемого, сегодня же интернет-технологии, программы сбора и обработки данных многократно расширили горизонты социологической работы. Для получения массива социологических данных сегодня уже не обязательно проводить масштабные опросы — большинство необходимых данных можно получить из простой базы электронной продажи билетов. Она позволяет отслеживать частоту посещений и предпочтения конкретного зрителя, оптимальную ценовую категорию и другие параметры, которые можно анализировать для того, чтобы лучше узнать свою публику.

Но такие возможности подразумевают и соответствующие компетенции: кажущаяся легкость в сборе и обработке информации может дать неверный результат. Сотрудникам театра можно поручить лишь простое исследование, ответить же на такой сложный вопрос, как наличие и динамика ядра аудитории, способны только профессиональные социологи, и задачи их с увеличением количества получаемых данных многократно усложняются.

Зритель в театре — это альфа и омега: с изучения потенциальной аудитории начинается стратегия продвижения спектакля, исследованием зрительской аудитории следует завершать «производственный» цикл создания спектакля с тем, чтобы понимать, насколько художественные идеи достигли адресата и что должен сделать театр для дальнейшего взаимодействия с публикой. Надеемся, что представленные в сборнике статьи смогут ввести читателя в контекст этой работы.





Авторы
Иванов О. В
Большаков Н. В.
Дмитриевский В. Н
Дадамян Г. Г.
Зрители разных возрастов в зале ЦДТ. 1970-е гг.