БИБЛИОТЕКА ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОДЮСЕРА

Выпуск 2. Проект театрального спектакля: экономика, финансирование, договорная работа

Авторы: Л.А. Городецкая, С.М. Апфельбаум, Д.А. Мозговой, К.В. Кондрашова

В очередном сборнике серии «Библиотека театрального продюсера» объединены статьи, посвященные различным аспектам финансового и правового обеспечения театрального проекта.

Не будет сильным преувеличением сказать, что эти сферы — главные в работе продюсера. Да, продюсер должен контролировать все процессы и, соответственно, разбираться в них. Но за творческую часть отвечают режиссер и постановочная группа, проработку декорационного оформления осуществляет руководитель художественно-постановочной части, продвижение спектакля поручается маркетинговой и пиар-службам. А вот финансовые и юридические вопросы продюсер делегировать никому не может. Это те направления, за которые он как руководитель несет личную ответственность.

Конечно, ни один руководитель не может быть экспертом сразу в финансовой, правовой и трудовой сферах — на каждом участке необходим квалифицированный специалист. Однако бухгалтер или юрист могут лишь грамотно оформить то или иное решение, сами же решения должен принимать продюсер.

Продюсер должен понимать, как отнесутся проверяющие органы к каждому «факту хозяйственной деятельности», как правильно оформить оплату творческой работы, что является ключевым при подаче документов на грант. Для этого продюсеру надо не только обладать всей полнотой знаний, что особенно сложно с учетом стремительно меняющейся нормативно-правовой базы, но и иметь общее видение того, как представить творческий процесс на языке юридических документов и финансовых выкладок.

Именно эти вопросы — в фокусе внимания авторов представленного сборника.

Людмила Городецкая предлагает рассмотреть театральный проект в контексте различных экономических теорий. Она приходит к выводу, что постановка и показ спектакля вполне вписываются в классическое определение проектной деятельности, однако, в отличие от других отраслей, результаты творчества только в экономических показателях выразить невозможно. Это хорошо видно на простом примере создания и проката спектакля. Однако и об убыточном проекте можно говорить с точки зрения экономической эффективности.

Статья, написанная вашей покорной слугой совместно с Дмитрием Мозговым, посвящена работе с государственными и частными структурами, выделяющими средства на творческие проекты. Авторы подчеркивают, что вне зависимости от условий конкретных грантовых программ продюсеру важно понимать логику этого взаимодействия.

И наконец, Карина Кондрашова представляет комплексный обзор того, какие типы договоров сопровождают процесс постановки и проката спектаклей, на что необходимо обращать внимание продюсеру, какие особенности существуют при взаимодействии с государственными театрами.

Каждая из статей лишь вводит читателя в огромный круг задач, который предстоит решать продюсеру. Научиться этому только с помощью учебников невозможно, и, для того чтобы понять, как поступить в каждой конкретной ситуации, помимо знаний потребуются огромный опыт и человеческая мудрость. Но надеемся, что представленные в сборнике статьи помогут на этом непростом пути.

Авторы
Л.А. Городецкая
С.М. Апфельбаум
Д.А. Мозговой
К.В. Кондрашова