БИБЛИОТЕКА ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОДЮСЕРА

Выпуск 1. Театральный продюсер: рассказы о профессии

Авторы: Э.А. Мамедов, Д.Я. Смелянский, Г.Г. Дадамян

В настоящем сборнике представлены три статьи, посвященные профессии продюсера и ее развитию на отечественной сцене. Авторами стали известные театральные продюсеры — Эльшан Мамедов и Давид Смелянский. В сборник также включена статья Геннадия Дадамяна — выдающегося ученого, социолога, исследователя отечественной культуры, много лет преподававшего на кафедре менеджмента сценических искусств ГИТИСа.

В каждой статье дается авторский взгляд как на сам термин «продюсер», так и на содержание этой деятельности.

Эльшан Мамедов предлагает посмотреть на историю европейского театра нового времени под непривычным углом — не в контексте смены эстетических направлений, развития драматургии или становления режиссерской профессии, а с точки зрения того, как был организован театральный процесс и кто за это отвечал. Автор говорит о преемственности профессий «импресарио — антрепренер — продюсер» и о том, что эволюция продюсерской функции связана с изменением условий, в которых работает театр.

Давид Смелянский, напротив, определяет продюсирование как уникальную профессию, появившуюся на рубеже XIX–XX веков в связи со становлением массовой культуры, с тем, что впервые в истории на развитие творческой деятельности стали влиять технические средства тиражирования произведений искусства. Продюсер в этой интерпретации связан с проектной деятельностью — в отличие от того, кто ведет постоянное театральное дело.

При составлении сборника не ставилась задача свести разные точки зрения к единому знаменателю, представить лишь одно определение или одну версию становления продюсирования. Более того, в том, что авторы по-разному понимают содержание профессии, нет противоречия: многообразие дефиниций неизбежно тогда, когда явление еще не устоялось и не обрело своего места в жизни общества. Именно так и происходит с продюсерской деятельностью, которая в отечественном театре имеет ряд особенностей.

Российский театр изначально формировался как государственный институт. Созданная в XVIII веке система Императорских театров, на долгие годы получившая монополию в обеих столицах, определила основную организационно-творческую форму работы в России — государственный стационарный репертуарный театр. Эта модель была взята за основу театрального дела советского периода и до настоящего времени остается превалирующей.

Роль продюсера в том смысле, который описан Д. Смелянским и Э. Мамедовым, здесь весьма ограниченна: лишь отдельные незаурядные личности, возглавлявшие дирекцию Императорских театров или советские органы власти, могут рассматриваться как своего рода продюсеры. В целом же единоличным «продюсером», распределяющим ресурсы и определяющим вектор развития театрального искусства, на протяжении долгих лет выступало государство как таковое. Этой форме управления посвящена статья Г. Дадамяна, которая позволяет понять причинно-следственные связи и специфику, унаследованную российским театром за более чем 260-летнюю историю.

Влияние системы государственных репертуарных театров настолько велико, что любая частная инициатива рассматривается как производная от нее. Например, развитие антрепризы в провинции в XIX веке — как результат монополии Императорских театров в столицах, расцвет частного театра в Москве и Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX веков — как следствие ее отмены. Или становление независимых коллективов уже в наше время: оно происходит в тех локальных нишах, которые по объективным или субъективным причинам не заняты государственным театром.

В частном секторе развивается небольшой сегмент коммерческого театра (хотя и государственные театры все чаще заходят на это поле). Здесь получают работу известные артисты, временно незанятые на основном месте, коим, как правило, является все тот же государственный репертуарный театр. Благодаря антрепризам возрождается система театральных гастролей в регионах России.

Однако в целом роль продюсерского театра на российской почве остается незначительной. И хотя авторы вновь и вновь доказывают жизнеспособность и потенциал этого движения, нельзя не согласиться с Э. Мамедовым, подчеркивающим, что продюсирование входит в российский театр «робко» и что мы «не решаемся позволить продюсеру занять то положение, которое он занимает в мировом театре».

Только время покажет, как будет развиваться российский театр, в каком направлении произойдут изменения и кому будет принадлежать роль продюсера театрального дела. Продолжит ли государство «продюсирование» театральной жизни, останутся ли эти функции за художественным руководством репертуарных театров или возобладает популярная ныне концепция «горизонтального театра», в котором не существует жесткой иерархии и ответственность за организацию процесса разделяют все участники. В любом случае феномен продюсирования как воплощения в жизнь творческой идеи, реализации всех составляющих сложного процесса создания и показа театрального спектакля нуждается во всестороннем изучении. Представленный сборник будет способствовать более глубокому пониманию этой профессии — ее истории, этапов становления и условий функционирования в России.

Авторы
Э.А. Мамедов
Автор
Г.Г. Дадамян
Автор
Д.Я. Смелянский
Автор
А. Босс. Актеры Бургундского отеля. Гравюра.1634 г.