1.1. Театр и социология Социологическое изучение театральной аудитории в нашей стране обладает достаточно сильной традицией. Первые исследования начали проводиться еще в начале XX века. Сложные социальные процессы и изменения, с которыми пришлось столкнуться России в этот период, естественно, не могли не сказаться на театральной аудитории. В театр пошел зритель, ранее никогда там не бывавший, не обученный не то, что театральному языку, а зачастую даже грамоте [1] . Это обстоятельство ставило перед первыми исследователями театральной аудитории задачу узнать нового зрителя. К 20-м годам относятся первые систематические исследования театральной аудитории разными организациями: Культотделом МГСПС, Исследовательской театральной мастерской и т.д. [2]
Первые исследования проводились скорее опытным путем, поэтому исследователи пользовались всеми существующими методами (описание, учет точных зрительских реакций [3] , графический метод, личные опросы [4] ), а анкеты сильно отличались от современных и по большей части состояли всего из двух открытых вопросов: о социальном положении респондента и о впечатлении от спектакля [5] . Со временем по мере накопления опыта анкета приобретала все более четкую структуру, вопросы закрывались, а интерес исследователя распространялся на все новые и новые области. Исследователи стали все чаще спрашивать не только о мнении респондента о просмотренном спектакле, но и о его мотивации, о его культурном окружении. Так, например, в «Анкетном однодневнике» [6] 1926 года изучалось «отношение зрителя к работе московских театров», а в анкете, разработанной для опроса в Нижнем Новгороде, впервые появился вопрос «почему вы сегодня пошли на спектакль?» [7] .
Одновременно с этим развивались и методы анализа данных: если анализ первых анкет был больше похож на качественную интерпретацию зрительских ответов, то к концу 20-х годов исследователи уже пользовались многими знакомыми нам сегодня социологическими и статистическими инструментами, коэффициентами, шкалами.
Вторая волна социологического изучения театра связана с возрождением советской социологии [8] и относится к началу 60-х годов. Если задачи первого этапа можно назвать скорее описательными (исследователи пытались понять, кто и в каких количествах ходит в театр), то на втором этапе задачи заметно усложнились: теперь на первый план вышли вопросы восприятия, комплексный анализ публики уже не отдельных театров, а целых городов или даже областей и республик [9] . В анкетах появлялись вопросы о театральных предпочтениях зрителя, об обстоятельствах посещения театра, о каналах распространения информации и даже о культурных характеристиках зрителя [10] . Последние чаще всего выражались в вопросах об общем кругозоре, любимых видах искусства, досуге (в том числе и о не связанных с театром видах деятельности) и эстетических вкусах зрителя [11] . Социология театра институционализировалась: регулярные исследования проводились сектором социологии искусства ЛГИТМиКа (рук. А.Сохор), сектором научного управления и прогнозирования развития худ. культуры (Ю.У. Фохт-Бабушкин) и социологии искусства (Г.Г. Дадамян) ВНИИ искусствознания, группой «Социология и театр» при ленинградском отделении ВТО и многими другими [12] .
Этот период характеризуется осознанием необходимости ухода от чисто описательного социально-демографического подхода в сторону более глубокого анализа. В этом контексте представленное исследование поддерживает выбранную в те годы ориентацию на комплексный, глубинный анализ аудитории. Помимо пола, возраста и других ключевых характеристик, каждый зритель в данном исследовании обладает также целым набором параметров, которые в итоге позволили построить многоуровневую сегментацию театральной аудитории.
Конечно, идея дифференциации публики не нова; интерес сегодня для нас могут представлять сформированные в прошлом веке типологии зрителей. Так, базовая сегментация публики (реальной), основанная на количественных признаках частоты посещения театра, была проведена группой московских социологов под руководством Г.Г. Дадамяна в середине 70-х [13] . Вся театральная аудитория была разделена ими на 3 группы [14] : посещающие театр 1 раз в год и реже, от 2 до 5 раз в год (самая многочисленная), более 6 раз за сезон и чаще. На том же основании О. Копалова предлагает делить зрителей на три категории: постоянные, эпизодические, случайные [15] . Количественная сегментация аудитории обладает явным недостатком: она учитывает только один показатель (частоту хождения в театр), и очевидно, что внутри данных сегментов нельзя говорить о какой-либо гомогенности. Несколько позже А. Алексеев, О. Божков и В. Дмитриевский дополнили эту классификацию рядом социально-демографических характеристик [16] , однако вне области внимания все еще оставались качественные личностные характеристики.
Только в середине 80-х в результате крупномасштабного исследования К. Соколов и Ю. Фохт-Бабушкин выделили 4 типа личности по уровню культурного развития [17] на основании того, насколько для человека характерны 4 вида деятельности-потенциала (познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная), и того, насколько человек выполняет две социальные роли (производственно-общественную и семейно-досуговую):
Несформировавшиеся – у которых недостаточно развит ни один из потенциалов и не выполняющие ни одну из ролей.
Эклектично-развитые – выполняющие определенные роли.
Односторонне-развитые – с развитыми потенциалами и выполняющие определенные роли.
Разносторонне-развитые – развиты 3-4 потенциала и выполняют обе роли.
Еще одна интересная типология была разработана в рамках исследования «Художественная жизнь современного общества». [18] В терминах рынка и конкуренции были разработаны 6 критериальных показателей, сумма которых с определенными весами рождает интегральный показатель дифференциации художественного продукта, а следовательно, является показателем театральный избирательности, разборчивости и вообще театральной вовлеченности. На основании набранного показателя все зрители были разбиты на 5 групп, стабильно выделявшихся в ходе ряда опросов, причем отмечалось, что чем выше уровень избирательности и художественного развития, тем меньше численность группы.
Стоит также сказать, что в этот же период времени окончательно сложилась анкета театрального зрителя и были определены основные блоки и вопросы, которые обычно входят в анкету: частота реальных и желаемых посещений, мотивация посещения и отказа от посещения, основные этапы зрительской практики (дозрительский этап: знакомство с рекламными объявлениями, информацией из СМИ, интернета, т.д., рекомендации друзей, зрителей; зрительский и постзрительский этапы: обсуждение, обмен мнениями, формирования представлений и отношения), характеристики коммуникативной составляющей, социально-демографические характеристики зрителя, включая и опыт респондента в сфере искусства. [19]
Конечно, все указанные авторы внесли огромный вклад в развитие не только театральной социологии, но и вообще исследований досуговых практик и культурного потребления в нашей стране. Тем не менее, многочисленные изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, в том числе, в театральной сфере, повлекли за собой и серьезные трансформации театральной публики: поменялся состав зрителей, их мотивация, интересы. Театры сегодня ищут новые способы коммуникации со зрителем, появляются новые театральные формы и средства выразительности, меняются практики хождения в театр, поэтому перед исследователями театра снова встает задача изучения актуальной (новой?) аудитории, понимания, кто же сегодня ходит в театр, что ждут эта публика, откуда узнает о спектаклях, как выбирает, что предпочитает и т.д.
[1] Егорова М.Н. Театральная публика / Эволюция анкетного метода. М.: ГИИ. 2010. С. 19.
[2] См.: Загорский М. Как реагирует зритель? // ЛЕФ. 1924. № 2. C. 141–151.; Метод анкетирования и роль анкеты в изучении зрителя // Жизнь искусства. 1926. № 9. C. 2.; Однодневник по изучению зрителя // Советское искусство. 1926. № 7. C. 73.
[3] Исследователями был разработан специальный инструментарий- таблица, в которую на протяжении всего спектакля по времени вносились реакции зрительного зала, соответствующие 6 градациям: разговор, рассеянность, тишина, напряженная тишина, слабый смех и сильный смех. Можно представить, насколько кропотливой была эта работа за неимением современной техники, однако она позволяла наладить обратную связь от зрителя к создателям спектакля, а также, по мнению исследователей, позволяла писать критические статьи от лица всего зала, а не одного критика.
Подробнее см.: Федоров В.Ф. Опыт изучения зрительского зала // Жизнь искусства. 1925. № 18. С. 14-15.
[4] Егорова М.Н. Театральная публика. Эволюция анкетного метода. М: Государственный институт искусствознания, 2010. С. 33.
[5] Там же. С 21.
[6] Зритель московских театров (Анкетный однодневник по московским театрам) // Жизнь искусства. 1926. № 27. С. 11.
[7] Егорова М.Н. Театральная публика. Эволюция анкетного метода. М: Государственный институт искусствознания, 2010. С. 48.
[8] Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 17.
[9] См., например: Каск К., Веллеранд Л. Структура театральной аудитории в Эстонии // Театр и зритель (Проблемы социологии театрального искусства). М.:ВТО, 1973. С. 118–146.; Алексеев А.Н., Божков О.Б., Владимиров В.Л., Дмитриевский В.Н., Докторов Б.З. Театр и молодежь. (Опыт социологического исследования). М.:ВТО, 1979.
[10] Егорова М.Н. Театральная публика. Эволюция анкетного метода. М: Государственный институт искусствознания, 2010. С. 85 — 90.
[11] Там же. С. 90.
[12] Божков О.Б. 15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 6. С. 64.
[13] Художественная жизнь современного общества. 3 том. Искусство в контексте социальной экономики. / Ред. Рубинштейн А. М.: изд. Дмитрий Буланин, 1998. С. 227.
[14] Дадамян Г.Г. Проблемы аудитории театров // Проблемы социологии театра. Москва: ВТО, 1974. С. 115
[15] Копалова О.С. Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Урал. гос. ун-т, 2001.
[16] Алексеев А.Н., Божков О.Б., Дмитриевский В.Н. К изучению социальных проблем функционирования театра в современных условиях // Проблемы социологии театра. Москва: ВТО, 1974. С. 171-174.
[17] Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания, 1987. С 28.
[18] Художественная жизнь современного общества. 3 том. Искусство в контексте социальной экономики. / Ред. Рубинштейн А. М.: изд. Дмитрий Буланин, 1998. С. 230.
[19] Чепеленко К.О. Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Саратовский государственный университет, 2008. С. 13-14.