4.2. Синтез видов искусств и театральных жанров
Бабич Н.Ф. Музыка в пластическом театре Бабич Николай Федорович; Музыка в пластическом театре рубежа XX - XXI веков; кандидат; искусствоведение; Ростовская государственная консерватория; 2012;
https://search.rsl.ru/ru/record/01005044083 Структура:
Введение
Глава 1 Общие проблемы музыкально-пластического театра
1.1 Музыкально-пластический театр как явление и понятие
1.2. Музыкально-пластический театр в ситуации постмодерна
1.3. К вопросу о комплексном анализе музыкально-пластических произведений
Глава 2. Музыкально-пластический спектакль как синтетическое целое
2.1. Модели взаимодействия музыки и пластики
2.2. Типы пластической лексики
2.3. Особенности сценографических решений
Глава 3. Музыкальная составляющая: образы, композиция, стиль
3.1. Музыкальные тексты в современном пластическом спектакле: проблемы авторства
3.2. Специфика музыкальной образности в спектакле
3.3. Композиционные и стилистические особенности музыкальных текстов
Цель:
«…выявить специфику музыкальной составляющей в контексте взаимодействия ее с другими компонентами произведения музыкально-пластического театра па рубеже XX - XXI вв.»
Задачи:
- определить специфику музыкально-пластического театра в ряду важнейших направлений современного музыкально-театрального искусства;
- выявить особенности взаимодействия искусств в музыкально-пластических произведениях указанного периода;
- охарактеризовать роль и функции музыки в упомянутых интегративных процессах;
- установить жанровый, стилистический, образный и языковой «диапазоны» соответствующих музыкальных текстов.
Бакеркина О.А. Взаимодействие моды и театра Бакеркина Оксана Артуровна; Взаимодействие моды и театра в современной культуре: диссертация ... кандидата культурологии; кандидат; культурология; Челябинский государственный институт культуры; 2012;
https://search.rsl.ru/ru/record/01005043188 Структура:
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования моды и театра
1.1. Сущность и основные характеристики моды
1.2. Театральность и театрализация как качества театра
Глава 2. Способы взаимодействия моды и театра в современной культуре.
2.1. Специфика перевоплощения в моде и театре
2.2. Роль зрителя в театре и пространстве моды
2.3. Влияние сценического образа на культуру повседневности
Цель:
«анализ способов театрализации моды и механизмов проникновения моды в театр как отражение взаимодействия моды и театра в современной культуре.»
Задачи:
«1.Осуществить анализ основных подходов к изучению феномена моды и уточнить концепцию интерпретации данного феномена в контексте темы исследования.
2.Проанализировать театральность и театрализацию как качества, проявляющиеся в театре.
3.Выявить специфику перевоплощения в моде и театре.
4.Определить роль зрителя в театре и в пространстве моды.
5.Рассмотреть влияние сценического образа на культуру повседневности.»
Басалаев С.Н. Особенности сценического общения
Басалаев Сергей Николаевич; Особенности сценического общения в художественной культуре; кандидат; культурология; Кемеровский государственный институт культуры; 2012;
https://search.rsl.ru/ru/record/01005013866 Структура:
Глава 1.Специфика общения в художественной культуре
1.1 Общение как явление художественной культуры
1.2. Художественное общение в театральной культуре
Глава 2. Системное представление художественного общения
2.1. Системный подход в художественной культуре
2.2 Системная интерпретация сценического общения
Цель:
«… выявление специфики художественного общения в театральной культуре с позиций системного подхода.»
Задачи:
«1.Рассмотреть феномен общения как элемент художественной культуры.
2.Исследовать структуру сценического общения.
3.Раскрыть эффективность методологических принципов и методов системного подхода как оптимального средства исследования профессионального творчества в области художественной культуры.
4.Проанализировать сценическое общение с позиций системного подхода.»
Бережная Е.А. Сущность и способы презентации телесности Бережная Елена Алексеевна; Сущность и способы презентации телесности в современном пластическом театре; кандидат; искусствоведение; Российский государственный педагогический университет; 2017;
https://dlib.rsl.ru/01008710569 Цель:
«…исследовать феномен телесности и выявить специфику ее презентации в отечественном пластическом театре как художественной практике современной культуры.»
Задачи:
- «исследовать философские, психологические, социокультурные, антропологические, искусствоведческие и семиотические основания понятия «телесность» и выявить основные трактовки понимания данной дефиниции, свойственные современной культуре;
- рассмотреть специфику обращения к телесности в театральном и танцевальном искусстве конца ХIХ - ХХ веков;
- охарактеризовать развитие пластического театра в России в конце ХХ – начале ХХI веков как художественной практики современной культуры;
- произвести анализ форм презентации телесности в различных видах спектаклей пластического театра;
- обосновать психотерапевтический потенциал телесности как феномена, производящего «эффекты присутствия».
Богатырёв В.Ю. Оперное творчество певца-актёра Богатырёв Всеволод Юрьевич; Оперное творчество певца-актёра: историко-теоретические и практические аспекты; доктор; искусствоведение; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; 2011;
https://dlib.rsl.ru/01004855469 Структура:
Введение.
Глава 1 Явление оперы: структурные соответствия и закономерности.
1.1. История возникновения вида.
1.2. Опера как пример классического канона.
1.3. Структура партии-роли.
1.4. Музыкальная стихия оперы и драматический сюжет.
Глава 2 Психотехника певца - актёра.
2.1. Воображение актёра в драме и в опере. Музыкальный манок.
2.2. Работа над ролью как предмет сравнительного анализа.
Глава 3 Сценическое воплощение партии-роли.
3.1. Время и ритм в драме и в опере.
3.2. Звучащий образ роли.
3.3. Освоение пространства. Пластическое решение партии-роли.
Глава 4 Эстетика оперного спектакля в начале XXI века и певец-актёр.
4.1. Понятие стиля в сценическом воплощении оперной партитуры.
Глава 5 Воспитание певца-актёра.
5.1. Искусство оперы и методы драматического воспитания.
5.2. Педагогическая практика как основа теоретических обобщений.
5.3. Метод Михаила Чехова и психотехника певца-актёра: воображение, внимание, атмосфера, психологический жест, понятие активности.
Цель:
«определение принципов, формирующих сценическое творчество певца-актёра в историко-теоретическом и практическом аспектах.»
Задачи:
- «определение структурных соответствий и закономерностей в феномене партии-роли;
- исследование самобытной психотехники певца-актёра в опере;
- анализ механизмов сценического воплощения партии-роли вокалистом, посвятившим своё творчество оперному театру;
- выявление подлинных взаимоотношений эстетики оперы начала XXI столетия сценическое творчество певца-актёра в данном виде театра;
- поиск методов воспитания певца-актёра в реалиях оперного искусства нашего времени.
Бубенкова М.В. Культура постмодернизма в пространстве драматургии
Бубенкова Мария Викторовна; Культура постмодернизма в пространстве драматургии театрализованных форм новейшего времени; кандидат; культурология; Челябинский государственный институт культуры; 2016;
https://search.rsl.ru/ru/record/01006654161 Структура:
Глава 1. Отображение основных аспектов культуры постмодернизма в сфере театрализованных форм
1.1 Основные аспекты постмодернизма в контексте их предметного воплощения в культуре
1.2. Специфика сферы театрализованных форм как особого явления культуры новейшего времени
1.3. Соотношение установок сценарности и аспектов постмодернизма в драматургии театрализованных форм
Глава 2. Воплощение аспектов культуры постмодернизма в пространстве драматургии театрализованных форм новейшего времени
2.1. Интертекстуальность в контексте драматургии театрализованных форм
2.2. Анализ форм и функций интертекстуальности в драматургии театрализованных форм на материале авторских сценариев театрализованных представлений
2.3. Драматургия перформанса как репрезентативной театрализованной формы воплощения аспектов постмодернизма
Цель:
«…выявить и осмыслить специфические черты культуры постмодернизма, воплотившиеся в пространстве драматургии театрализованных форм новейшего времени, и охарактеризовать последствия, вызванные их влиянием на сценарные практики.»
Задачи:
«1. Проанализировать сущностные черты культуры постмодернизма с позиции выделения аспектов, наиболее значимых для сферы театрализованных форм новейшего времени и ее драматургии.
2. Путём ретроспективного обзора выявить черты театрализованных форм новейшего времени, которые предопределили органичное восприятие ими аспектов культуры постмодернизма в последние десятилетия. …
3. Раскрыть сущностные черты сценарности как конструктивного, культурно-программирующего основания театрализации социокультурной событийности. Обосновать характер упорядочивающих установок сценарности, вступающих в динамическое взаимодействие с аспектами культуры постмодернизма в пространстве драматургии театрализованных форм; выявить факторы, влияющие на динамику их взаимодействия.
4. Определить специфику интертекстуальности в смысловом пространстве драматургии театрализованных форм новейшего времени, в том числе как ведущего условия проявления других аспектов постмодернизма.
5. Выявить и проанализировать предметно выраженные формы и функции воплощения интертекстуальности в драматургии театрализованных форм на материале авторских сценариев театрализованных представлений.
6. Проанализировать в контексте проблематики исследования драматургию перформанса как типологически репрезентативной театрализованной формы, актуализированной постмодернизмом, и находящей воплощение не только в рамках авангардных практик contemporary art, но и в сфере театрализованных форм.»
Зыков А.Ю. Динамика художественных процессов в театральном искусстве Зыков Алексей Иванович; Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля; кандидат; искусствоведение; Саратовская государственная консерватория; 2015;
https://search.rsl.ru/ru/record/01005562185 Структура:
Глава 1 Свойства пластики и танца в драматическом театре и поиски методов их анализа
1.1. Место пластики и танца в художественном развитии российского драматического театра: краткий историко-культурный экскурс
1.2. Понятийное пространство актёрских визуальных средств выразительности
1.3. Пластика и танец в составе театральных "текстов"
1.4. Поиски методов и подходов исследования "внутренней формы" танцевально-пластических элементов драматического театра
Глава 2 Пластика и танец в драматических спектаклях отечественного театра последней трети XX - начала XXI вв.: динамика развития и функциональные особенности
2.1. От "дивертисмента" к модели "сюжетно-обусловленная атмосфера"
2.2. Пролог и эпилог
2.3. Внутренний монолог персонажа" и "танцевально-пластическая метафора"
Глава 3 Дискурсивные танцевально-пластические модели в художественных процессах современного экспериментального театра: характер взаимодействия
3.1. Пластическое решение современного драматического спектакля
3.2. Пластическая драма как взаимопроникновение сценических искусств
Глава 4 Функции режиссёра пластики и танца в современном драматическом театре
4.1. Режиссёр драматического театра и постановщик пластики и танца: алгоритмы профессионального взаимодействия
4.2. Театральный "билингвизм" профессии режиссёра пластики и танца
Цель:
«…рассмотрение с позиций общего искусствознания функционирование пластики и танца в структуре драматического спектакля последней трети XX — начала XXI вв., выявление их роли в динамике художественных процессов отечественного театрально-драматического искусства.»
Задачи:
- рассмотреть составляющие понятийного пространства актёрских визуальных средств выразительности и предложить обобщённый рабочий термин;
- исследовать системные свойства танцевально-пластической составляющей современного драматического театра, выявить, содержат ли они признаки особого культурного текста;
- определить «инструменты» исследования «внутренней формы» танцевально-пластических элементов драматического искусства и с их помощью выявить основные дискурсивные модели танцевально-пластической составляющей драматического театра, закономерности их развития в пространстве театральных художественных процессов;
- проанализировать динамику и форматы взаимодействия дискурсивных моделей в рамках образной системы, особенности пластической драмы как театрального художественного эксперимента последней трети XX -начала XXI вв.;
- изучить способы взаимодействия режиссёра драматического спектакля в условиях современных художественных театральных процессов с постановщиком пластики и танца, определить функции последнего, выявить признаки формирования его деятельности как профессии.
Киреева Н.Ю. Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты Киреева Наталья Юрьевна; Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты; кандидат; искусствоведение; Саратовская государственная консерватория; 2010;
https://search.rsl.ru/ru/record/01004602121 Структура:
Введение
Глава 1. Хоровая театрализация как культурный феномен
1.1. Коммуникативные возможности хоровой театрализации
1.2. Структура хоровой театрализации в аспекте коммуникации
Глава 2. Коммуникативная составляющая хоровой театрализации: исторические трансформации
2.1. Хоровая театрализация в античной культуре: эволюция от эстетической к художественной коммуникации
2.2. Развитие коммуникативных возможностей хоровой театрализации в европейской культуре
Глава 3. Коммуникативное пространство современной хоровой театрализации: опыт эмпирического исследования
3.1. Хоровая театрализация на уровне первого звена коммуникации «композитор-исполнитель-слушатель»
3.2. Хоровая театрализация на уровне второго звена коммуникации «композитор — исполнитель-слушатель»
Цель:
«…в выявлении и изучении коммуникативных возможностей хоровой театрализации посредством анализа отношений «адресант-адресат».
Задачи:
- «категориальный анализ хоровой театрализации в контексте теории коммуникации; - разработка классификации форм коммуникации;
- выявление коммуникативной направленности хоровой театрализации на различных этапах исторического развития культуры;
- анализ структуры коммуникативных связей в процессе осуществления хоровой театрализации;
- определение специфики коммуникативных отношений в структуре композиторской и исполнительской хоровой театрализации;
- эмпирическое исследование коммуникативной составляющей процессов хоровой театрализации в современной культуре;
- определение места и роли процессов хоровой театрализации в системе коммуникации современного общества.»
Кисеева Е.В. Танец постмодерн как музыкальный феномен Кисеева Елена Васильевна; Танец постмодерн как музыкальный феномен; доктор; искусствоведение; Ростовская государственная консерватория; 2016;
https://search.rsl.ru/ru/record/01006653353 Структура:
Введение
Глава 1. Танец постмодерн как понятие и явление
1.1 Трактовка термина «танец постмодерн» в современной отечественной и зарубежной науке
1.2. Этапы становления и развития танца постмодерн
Глава 2. Перформанс как форма представления музыкально-хореографического искусства второй половины XX века
2.1. Специфика музыкально хореографического перформанса»
2.2. Перформанс и электроакустическая музыка: проблемы терминологии
Глава 3. Особенности воплощения принципов музыкального авангарда в постановках танца постмодерн
3.1. Музыкально-хореографический перформанс в контексте авангардного искусства»
3.2. Концепция звука и движения в постановках танца постмодерн
3.3 Специфика формообразования в музыкально-хореографических перформансах
Глава 4. Музыкальный минимализм и танец постмодерн
4.1. У истоков музыкального и хореографического минимализма: эстетические и художественные принципы композиторов и хореографов
4.3. Репетитивная техника как ведущий метод организации музыкального и хореографического материала в постановках танца постмодерн
Цель:
«…концептуальное осмысление танца постмодерн как крупного синтетического феномена искусства второй половины XX – начала XXI века, выявление его имманентно музыкальной природы.»
Задачи:
- «осмыслить термин «танец постмодерн», установить границы явлений им обозначаемых;
- … охарактеризовать перформанс как значимое явление современного музыкального театра и ведущую форму представления;
- выявить специфические свойства музыкально-хореографического перформанса, трансформированные под воздействием синтеза музыки с немузыкальными творческими практиками;
- определить его (перформанса) истоки и пути развития, рассмотрев постановки в контексте творческих идей музыкального авангарда, экспериментализма, минимализма;
- обнаружить специфику синтеза музыки и движения в постановках танца постмодерн, определив формы их взаимодействия;
- раскрыть музыкально-драматургические принципы, особенности построения музыкальной композиции, выявить закономерности музыкального формообразования.»
Лысенко С.Ю. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре Лысенко Светлана Юрьевна; Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре; доктор; искусствоведение; Новосибирская государственная консерватория; 2014;
https://search.rsl.ru/ru/record/01005548694 Структура:
Введение
Глава 1. К проблеме художественной интерпретации .
1.1. Философско-эстетическое осмысление проблемы интерпретации
1.2. Герменевтический аспект проблемы интерпретации
1.3. Текст и интерпретация .
1.4. Художественная интерпретация в контексте диалогических стратегий постмодернизма и синергетики
Глава 2. Музыкально-театральные жанры как синтетические художественные тексты
2.1. Музыкально-театральные жанры в «зеркале» музыковедческой рефлексии
2.2. Синтетический художественный текст (СХТ) и художественная интерпретация
2.3. Осмысление СХТ с позиции синестетического подхода
2.4. Структура СХТ в музыкально-театральных жанрах
2.5. Взаимодействие синестетических и синергетических механизмов в творческом процессе композитора
Глава 3. Музыкальная партитура оперы и ее сценическое прочтение: этапы интерпретации
3.1. Опера как процесс и результат интерпретаторской деятельности композитора и постановщиков
3.2. «Борис Годунов» М. Мусоргского
3. «Пиковая дама» П. Чайковского
Глава 4. Балет как феномен интерпретации
4.1. Взаимодействие музыки и хореографии в балете как СХТ
4.2. «Щелкунчик» П. Чайковского
4.3. «Иножанровые» сценические прочтения: постановочно-хореографическая интерпретация как результат «данного» и «созданного» в СХТ
4. «Иножанровый» сюжетный балет («Пиковая дама» Р. Пети) .
Цель:
«…обусловлены необходимостью разработки методологических подходов к анализу механизма интерпретации в синтетическом художественном тексте.»
Задачи:
«1. осмыслить понятие интерпретации в контексте различных философских и научно-исследовательских направлений;
2. раскрыть смыслопорождающую природу художественной интерпретации, рассмотрев ее в герменевтическом ракурсе и в рамках современного исследовательского и художественного опыта;
3. обозначить сущностные признаки оперы и балета как синтетических художественных текстов;
4. рассмотреть особенности творческого процесса музыкально-театрального композитора, предопределяющего в музыкальной партитуре синестетический алгоритм последующих постановочных интерпретаций, и исследовать возможности синестетического подхода в анализе механизма интерпретации между рядами СХТ;
5. обнаружить в музыкальных партитурах СХТ, избранных для анализа, глубинные смысловые слои, которые становятся основой для невербального перевыражения музыкального ряда средствами театрально-сценического и хореографического искусств;
6. выявить потенциал привлечения некоторых положений синергетической научной парадигмы и осмыслить СХТ как сложные открытые смыслопо-рождающие системы, в которых на всех уровнях и этапах формирования происходят нелинейные процессы, обусловливающие возникновение новых вариантов художественных интерпретаций;
7. на материале постановок современной музыкально-театральной практики рассмотреть комплексно синергетический и синестетический механизм интерпретации как процесс и результат диалога и постановщиков-интерпретаторов, необходимый для осмысления целостности СХТ в новых смысловых вариантах.»
Маркарьян Н.А. Режиссура и дирижирование Маркарьян Надежда Александровна; Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном театре XX - начала XXI веков; доктор; искусствоведение; Российский государственный институт сценических искусств; 2006;
https://search.rsl.ru/ru/record/01003320188 Структура:
Введение.
Глава 1. Режиссура и дирижирование: пути развития в дорежиссерскую эпоху и сложности объединения в оперном спектакле.
Глава 2. Концептуально-театральное мышление в дирижировании: качественные изменения во времени.
Глава 3. Дирижирование как современное интерпретаторское явление.
Глава 4. Повествовательная оперная режиссура и дирижирование.
Глава 5. Поэтическая оперная режиссура и дирижирование.
Глава 6. Проблемы музыкальности в оперных постановках драматических режиссеров новейшего времени.
Овчинникова Т.К. Хоровой театр Овчинникова Татьяна Константиновна; Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре; кандидат; искусствоведение; Ростовская государственная консерватория; 2009;
https://search.rsl.ru/ru/record/01003475036 Структура:
Введение.
Глава 1. Предпосылки расцвета хорового театра в современной музыкальной культуре.
1.1. Природная зрелищность хорового пения.
1.2. Традиционные пути театрализации хоровой музыки в творчестве композиторов XX века.
1.3. Новые формы театрализации хоровой музыки в контексте визуально ориентированной музыкальной культуры XX века.
1.3.1. Театрализация хоровой музыки посредством контактов с театром (музыкальным, драматическим).
1.3.2 Экранизация традиционных хоровых сочинений как способ наслоения интонационно-музыкальных и визуальных смыслов.
Глава 2. Хоровой театр как феномен.
2.1. Становление хорового театра.
2.2. Исполнительские проблемы хорового театра.
2.2.1. Специфика дирижерско-режиссерской деятельности.
2.2.2. Специфика работы певца-актера.
2.2.3. «Хоровой театр» — интегративный курс в системе дирижерско-хорового образования ВУЗа.
Глава 3. Хоровой театр в многообразии жанровых форм.
3.1. Концерт в лицах.
3.2. Общая характеристика жанров с уточняющим определением
3.2.1. Концерт-действо.
3.2.2. Хоровая симфония-действо.
3.2.3. Хоровое действо.
3.2.4. Хоровое обрядовое действо.
3.3. Хоровая сцена.
3.4. Хоровой спектакль.
3.5. Хоровая опера.
Цель:
«…составление целостного представления о хоровом театре как новом явлении музыкальной культуры и выявление его характерных особенностей.»
Задачи:
- «выявить предпосылки возникновения хорового театра;
- рассмотреть новые формы театрализации хоровых сочинений в свете синтетичности современной культуры и синестетичности ее восприятия;
- охарактеризовать теоретические основы хорового театра как явления композиторского и исполнительского творчества;
- осуществить анализ репертуарного фонда коллективов, работающих в направлении хорового театра, с целью исследования его жанровой палитры.»
Пушкарёв В.Г. Культурный потенциал современного фольклорного театра Пушкарёв Василий Георгиевич, Культурный потенциал современного фольклорного театра; кандидат; культурология; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; 2011;
https://search.rsl.ru/ru/record/01004859571 Структура:
Введение.
Глава 1. Театрализация фольклора: сущность и функции.
1.1 Традиция и фольклор в современном обществе.
1.2 Фольклор и сценическое репродуцирование традиционной культуры
1.3 Традиционные обрядовые практики как основа театрализации фольклора.
Глава 2. Фольклорный театр в российской культуре: исторический аспект
2.1 Ретроспективный анализ деятельности Экспериментального (Этнографического) театра (1923-1936 гг.).
2.2 Концепция «живого музея» В.Н. Всеволодского-Гернгросса.
Глава 3. Фольклорный театр в российской культуре XXI века. 3.1 Этнографический музей как институциональная и коммуникативная среда современного фольклорного театра.
3.2 Театрализация фольклора как «драматическая» составляющая экспозиции музея.
3.3 Сохранение и актуализация культуры в деятельности фольклорного театра. Цель:
«…в раскрытии специфики культурного потенциала современного фольклорного театра как формы художественного объединения и институционализации культурного пространства.»
Задачи:
- «охарактеризовать специфику восприятия и трансляции фольклорных традиций в современном обществе;
- рассмотреть основные характеристики фольклорного театра;
- раскрыть исторический аспект фольклорного театра в отечественной культуре на основе культурологического анализа деятельности Экспериментального (Этнографического) театра (1921 -1936) в Русском музее;
- проанализировать институциональное и коммуникативное пространства деятельности фольклорного театра и музея;
- рассмотреть современный опыт деятельности фольклорного театра в музейном пространстве через аспект сохранения и актуализации ценностей культуры.»
Сенькина В.С. Театр "визуального образа" Сенькина Вера Сергеевна; Театр "визуального образа": поэтика и эволюция: Русский Инженерный театр "АХЕ" и Лаборатория Дмитрия Крымова; кандидат; искусствоведение; Государственный институт искусствознания; 2013;
https://search.rsl.ru/ru/record/01005539855 Структура:
Глава 1. Оптические аттракционы и рождение визуального языка
1.1 От старинных иллюзионов XVIII—XIX вв. к „ новому зрению"
1.2. Художественные эксперименты авангарда XX в. — открытия в сфере изобразительного языка
1.3. От искусства жеста к визуальному языку (практики 1950-1980-х гг.)
Глава 2. Нетеатральные опыты художников группы "AXE" и Дмитрия Крымова (1980-1990 гг.)
2.1. Неофициальная культура Ленинграда 1980-1990-х гг. и театральная теория Б. Ю. Понизовского
2.2. Уличные перформансы и киноопыты группы "АХЕ"
2.3. Советская сценография 1970-х гг. и живописная практика Дмитрия Крымова
Глава 3. Визуальные эксперименты Русского Инженерного театра "AXE" и Лаборатории Дмитрия Крымова
3.1. Способы создания визуального образа
3.2. Взаимодействие визуальной и вербальной драматургии
3.3. Человек в визуальных экспериментах Русского Инженерного театра „АХЕ" и Лаборатории Дмитрия Крымова
Цель:
«…анализ особенностей поэтики визуального образа в ее эволюции на примере спектаклей Русского Инженерного театра «AXE» и Лаборатории Дмитрия Крымова (1996-2012 гг.).»
Задачи:
«1) изучение генезиса театра «AXE» и Лаборатории Крымова;
2) анализ театральных методов двух театров;
3) исследование сходств и различий в способах создания визуального образа, во взаимодействии визуальной и вербальной драматургии спектакля, а также в особенностях сценического существования исполнителя.»
Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства Щепеткова Ирина Анатольевна; Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями; кандидат; культурология; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; 2006;
https://search.rsl.ru/ru/record/01003276359 Структура:
Введение.
Глава 1. «Театрализация» как прием экспозиционного решения музейного пространства.
1.1. Музейная экспозиция как художественный образ и семиотическая система.
1.2. Язык современной музейной экспозиции.
1.3. Типология «театрализации» музея.
1.4. Экскурсовод в пространстве «театрализованной» экспозиции.
Глава 2. Театральный спектакль как музееведческая проблема.
2.1. Спектакль как одна из форм нематериального культурного наследия.
2.2. Театральные традиции как объект музеефикации.
2.3. Типология музейно-театрального спектакля.
Глава 3. Основные формы музейно-театрального спектакля.
3.1. Спектакли в старинных театрах-музеях.
3.2. Освоение театром новых пространств.
3.3. Спектакли в мемориально-литературных музеях и музеях-усадьбах русских писателей.
Цель:
«…изучении процесса «театрализации музея» и музейно-театрального спектакля как феномена современной культуры и формы взаимодействия с посетителями.»
Задачи:
- «выявлением особенностей процесса «театрализации» как приема экспозиционного решения музейного пространства и формы взаимодействия с посетителями;
- анализом музейной экспозиции как художественного образа и семиотической системы;
- определением места экскурсовода в пространстве театрализованной экспозиции;
- определением типов «театрализации музея»;
- анализом театрального спектакля как одной из форм нематериального культурного наследия, а театральных традиций - как объекта музеефикации;
- формированием подходов к созданию типологии музейно-театрального спектакля;
- описанием наиболее распространенных форм музейно-театрального спектакля.»
Яснец И.В. Танец и пластическое решение спектакля
Яснец Инесса Викторовна; Танец и пластическое решение спектакля в драматическом театре на рубеже XX-XXI вв.; кандидат; искусствоведение; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; 2004;
https://dlib.rsl.ru/01002768665 Структура:
Введение
Глава 1. Хореограф и режиссер — союз творческих единомышленников
1.1. Режиссер по пластике Н. Реутов и его место в синтетическом театре В. Пази
1.2. Язык пластики Н. Реутова и метафорические спектакли Ю. Бутусова
1.3. Танцевальная пластика балетмейстера С. Грицая как смысловая канва сценического действия в постановках Г. Дитятковского
1.4. Хореографическая композиция С. Грицая — кульминация спектакля С, Спивака «Касатка»
Глава 2. Режиссер и хореограф — тандем на один спектакль
2.1. Художественная эклектика в спектакле «Федра» Р. Виктюка (балетмейстеры В. Гнеушев и М, Лиепа)
2.1. Эстетика пластических символов в спектакле «Служанки» (режиссер Р. Виктюк, хореограф А. Сиголова, 1991)
2.3. Пластический язык модерна в спектакле «Саломея» (режиссер Р. Виктюк, постановщик танцев А. Духова)
2.4. Танец — материализация внутреннего раздвоения героя (спектакль «Мысль», режиссер И. Ефимов, хореограф В. Романовский)
Цель:
«…раскрыть место пластики и танца в современном драматическом театре, рассмотреть сложную взаимосвязь режиссера-постановщика и режиссера по пластике, хореографа в работе над драматическим спектаклем, которая; в конечном счете, обусловливает художественную целостность сценического произведения.»
Задачи:
- «Осмыслить место и значение режиссера по пластике, хореографа в современном драматическом театре.
- Раскрыть принципы построения творческих взаимоотношений режиссера-постановщика и режиссера по пластике в работе над театральной постановкой.
- Осуществить анализ танцевальных композиций, пластических решений в некоторых современных драматических спектаклях.
- Научно обосновать высокое значение пластики и танца в современном драматическом театре.»