1-5. Новые технологии
В данном разделе собраны публикации, которые напрямую посвящены новым технологиями в театральной сфере, их описанию, особенностям их разработки, развития, и применения в различных аспектах театральной деятельности.
Мы часто говорим, что театр — искусство высокотехнологичное, и многие авторы соглашаются с нами. Технологии всегда сопровождали театр, начиная с его появления в античные времена и заканчивая сегодняшним и завтрашним днем. Все, что выходит за рамки чистой драмы и чистой актерской игры, — это технологии. Хотя некоторые авторы предполагают, что очень скоро сама драма и сами актеры рискуют получить новых инновационных конкурентов.
Цифровая среда кардинальным образом изменила как театрального деятеля, так и театрального зрителя. Гаджет нового зрителя — это еще один его орган чувств, часто — самый важный, через который он познает новый мир. И как другие органы чувств задействованы в получении театрального опыта, так и зрительский гаджет тоже готов участвовать в его передаче своему хозяину. Современные режиссеры с удовольствием адаптируют свои постановки, включая в них элементы дополненной реальности. А фраза «просьба выключить свои телефоны», обращенная к зрителям перед спектаклем, очень скоро может навсегда уйти в воспоминания былых театралов.
Инновации и технологии меняют театр, но не меняют его сути. Так было всегда, ведь театр высокотехнологичен (а значит — высоко адаптивен и технологически актуален для человека) по своей природе, и вполне возможно, что именно по этой причине мы его так хорошо понимаем и ценим.
1-5-1. Невидимое тело: театр и технологии изображения El cuerpo invisible: Teatro y tecnologías de la imagen — журнал Arbor (CSIC, Madrid), испанский язык, 2004, http://arbor.revistas.csic.es/index.php/arbor/arti... Крупные СМИ включают все новые художественные парадигмы и различные формы восприятия реальности. Столкнувшись с эпохой, когда кино стало доминирующим художественным языком, с 1960-х годов телевидение, видео и компьютерные коммуникации создали новый эстетический канон, который мы можем описать как театральный, основанный на появлении непосредственности, перформативного и фрагментарного ритма и все более и более определяющим присутствие приемника.
В этой статье рассматриваются реакции современной сцены на новое эстетическое поведение, анализируются отношения между телом актера и опосредованным образом — отсутствующим телом. Современная сцена раскрывается как захватывающая лаборатория анализа способов восприятия и, следовательно, конструирования новой медиареальности.
Связь театра с новыми технологиями — это тема, которая легко подвергается апокалиптическим прогнозам на будущее театра и постоянным сомнениям в его позициях в медиапространстве. Однако дистанцирующий и менее катастрофический подход показывает нам, что театр в качестве метода представления всегда был открыт для достижений, которые позволили ему расширить свои возможности выражения. С самого начала он использовал технические средства для появления на высоте, полетов на сцене, исчезновений на земле или странных превращений, которые поражали публику. Он также быстро приспосабливался к различным техникам освещения и к средствам достижения повышенной мобильности на сцене. Так мы пришли к XX веку, когда стали возможны запись голоса и изображения, которые дали начало радио, фотографии и кино, авангардным инструментам, которые не заставили себя долго ждать. С этой точки зрения, технологии изображения представляют собой еще одну главу, последнюю великую главу в истории театра — пространства, которое не перестало быть населенным образами и различными способами их построения.
1-5-2. Театр и новые технологии
Theatre et nouvelles technologies — Люсиль Гарбаньати, Пьер Морелли, Бертран Мунин и др. (Lucile Garbagnati, Pierre Morelli, Alain Vuillemin, Bertrand Munin, Collectif), Editions de l'Université de Dijon (1 de mayo de 2006), французский язык, 2006, https://www.amazon.fr/Th%C3%A9-nouvelles-technolog... Поскольку новые технологии больше не рассматриваются как простые инструменты, они определяют изменения не только в театральном подходе, но и в текстовом письме, поскольку их интерактивное измерение ставит под сомнение отношения между актером и аудиторией. Сцена и актеры приумножились в игре, которая отменяет понятие пространства, закрытого времени, уникальности человека в пользу повсеместности до такой степени, что реальное смешивается с виртуальным. Таким образом, при идентификации или отстранении зритель сталкивается со своей идентичностью: уникальным и желающим индивидуумом или бесконечно воспроизводимым человеком.
Использование театром новых технологий с неисчислимой комбинаторикой ставит под вопрос взаимоотношения человека и машины и исследует природу человека. В дальнейшем компьютер может стать предметом художественного творчества и выявить другие отношения не только в машине, но и в мире. Таким образом, технологии — далеко не просто технические дополнения к театру, они поднимают вопрос о границах человечества.
1-5-3. Сценический театр развивается с использованием новых технологий Stage Theatre Evolves With The Use Of New Technology — Университет Центральной Флориды, английский язык, 2007, https://www.sciencedaily.com/releases/2007/03/0703... Театр консерватории UCF и его партнеры расширяют границы традиционного театра, не только перенося его в XXI век, но и в следующее столетие. Это важный шаг для театра XXII века.
Используя новые методы, которые объединяют интернет с традиционной театральной сценой, Университет Центральной Флориды, Университет Брэдли в Иллинойсе и Университет Ватерлоо в Канаде поставили пьесу, в которой актеры из Флориды и Канады вышли на сцену в Иллинойсе, оставаясь при этом в своих кампусах.
Принимающий компьютер с широкополосной связью в Брэдли, который обрабатывал до 130 мегабайт данных в секунду, во время выступлений был подключен к компьютеру Шафера в UCF. Вот так его тело «сияло» на сцене, где он присоединился к живым актерам из Брэдли и виртуальному актеру из Канады. Все это было сделано в режиме реального времени и объединено с 3D- и 2D-проекциями на нескольких экранах. Таким образом, Брэдли собрал компьютерные изображения, и порой зрители в Иллинойсе не понимали, какой актер перед ними — реальный или виртуальный.
1-5-4. Театр, связи и новые технологии
Teatro, comunicación y nuevas tecnologías — Виргиния Гуаринос (Virginia Guarinos), журнал Icono, испанский язык, 2008, https://www.researchgate.net/publication/28228426_... Театр в XXI веке уже не просто форма развлечения — это признак культуры. В этом вечном споре сначала между театром и кино, затем между кино и телевидением театральное учреждение стало культурным тотемом, брендом интеллектуальности. Но, независимо от того, правдив или нет этот факт, истина заключается в том, что театральность сегодня превосходит тот же театр и распространяется на другие формы развлечения, другие вымышленные или реальные дискурсы, а также на другие средства массовой информации или художественные проявления. К вторжению в нашу повседневную жизнь новых технологий мы должны добавить нашу западную культурную тенденцию к гибридизации последних времен. И, таким образом, театр также был затронут в хорошем смысле слова этими новыми технологиями.
Новые формы отношений создают новый воображаемый мир и новый способ установления отношений, когда нарушаются социальные и культурные иерархии. Вращающиеся платформы и сложные сцены уже наивны по сравнению с виртуальными наборами, опытом с экранами, с концентрическими объемами, со спектральными персонажами без тел физических действующих лиц, или непосредственно трансляцией театрального спектакля в интернете. Этот человеко-машинный бином и нарастающая волна технологического обновления сделают необходимым для наших будущих поколений обновление теории театра и вместе с тем театральности.
1-5-5. Театр и новые технологии: основные понятия Teatro y nuevas tecnologías: conceptos básicos — Анхо Абуин Гонсалес (Anxo Abuín González), Виртуальная библиотека Сервантеса (Аликанте), испанский язык, 2008, http://www.cervantesvirtual.com/obra/teatro-y-nuev...
В статье рассматриваются основные понятия, которые вступают в игру в отношениях между театром и новыми технологиями, комментируя его наиболее важные результаты: виртуальность, интерактивность, интермедиальность, рекультивация, «дополненная» реальность и постчеловеческая реальность. Автор завершает критикой некоторых существующих моделей в современной литературе.
1-5-6. Литература, театр и новые технологии: исследования в SELITEN@T (Испания) Literatura, teatro y nuevas tecnologías: investigaciones en el SELITEN@T (España) — Хосе Ромера Кастильо (José Romera Castillo), Epos XXVI, págs. 409-420, испанский язык, 2010, https://www.researchgate.net/publication/330396520...
В данной работе сформулирован вопрос об одном из направлений исследований, посвященных взаимосвязям литературы, театра и новых технологий, проведенных в Центре литературной, театральной и новых технологий семиотики UNED, одном из первых и ведущих центров обучения в Испании. Работа состоит из двух частей: первая часть содержит исследования отношений между театром и еженедельной прессой и журналами; вторая посвящена взаимодействию театра с новыми технологиями в хронологическом пространстве.
1-5-7. Размышления об использовании новых технологий в постановке
Réflexion sur l'utilisation des nouvelles technologies dans les mises en scène — французский язык, 2010, http://theatretechnologies.blogspot.com/2010/04/re... Зачем использовать видео или микрофоны для театральной постановки? Это практика, которая развивается и становится все более распространенной. По словам Сирила Теста, директора Collectif MxM: изображения являются неотъемлемой частью мира, в котором мы родились и выросли. Театр должен учитывать человека и его окружающую среду, все это неотделимо от образов.
Поэтому для него это простая адаптация художников к эволюции общества, и в это легко поверить, если заметить растущее количество компьютерного оборудования, сотовых телефонов с множеством функций и другие технологии. Но отношения «человек — технологии» часто подвергаются сомнению и оспариванию из-за самого использования этих новых инструментов, которыми являются видео, обработка звука с использованием микрофонов, как, например, в Electronic City of Falk Richter, где автор описывает мир, насыщенный изображениями и гаджетами.
Поэтому новые технологии являются инструментами для обогащения театрального творчества для некоторых художников, которые видят в их использовании хороший способ говорить о себе и о человеке сегодня. Будьте осторожны с некоторыми опасными ловушками в использовании этих инструментов, которые могут быть лишь дополнительными приспособлениями для «традиционной» постановки.
1-5-8. Театральные творческие процессы и новые технологии: театр цифровых объектов в шоу Futurismo. Бета-версия Procesos creativos teatrales y nuevas tecnologías: El teatro de objetos digitales en el espectáculo Futurismo. Versión Beta — Гильермо Дийон (Guillermo Dillon), La Escalera — Anuario de la Facultad de Arte (ежегодник факультета искусств), испанский язык, 2011, http://www.ojs.arte.unicen.edu.ar/index.php/laesca... Мы критически рассматриваем количество новых технологий в сценических творческих процессах, анализируя появление новой выразительной области: театра цифровых объектов. Чтобы сделать это, мы провели сценическое исследование, в ходе которого рассмотрели использование технологических объектов, как современных, так и устаревших, в промежуточном взаимодействии, кульминацией которого стала премьера шоу «Futurismo. Бета-версия». Это великое творение появилось в результате пересечения культуры и технологий в художественном пространстве, а также из-за отказа футуристического движения от принципов господства машины и восхваления скорости. Таким образом, оно было сконфигурировано как пространство творения, в котором содержание сценического рассказа и выразительные формы, представляющие его, были возвращены в конструкцию множества чувств.
1-5-9. О театре и новых технологиях Sobre Teatro Y Nuevas Tecnologías — Хосе Ромера Кастильо (José Romera Castillo), Madrid: Verbum, 2011, págs. 388-409, испанский язык, 2011, https://www2.uned.es/centro-investigacion-SELITEN@T/pdf/nuevas-tegnologias/TEATRO_NUEVAS_TECNOLOGIAS.pdf На протяжении истории человечества произошли три масштабные культурные трансформации, которые оставили свой след в общественных отношениях в целом и в искусстве (под которым подразумеваются в том числе литература и театр). Первая трансформация — переход от устной речи к письму, вторая — изобретение печатного станка в 1492 году, третья — появление относительно недавно цифровых технологий. Мы вступили в новую эру, проделав путь от homo sapiens к homo digitalis.
1-5-10. Театр будущего: интернет становится сценой Theater der Zukunft: Das Web wird zur Bühne — Джеральд Рейшл (Gerald Reischl), Futurezone, немецкий язык, 2011, https://futurezone.at/netzpolitik/theater-der-zuku...
С появлением новых медиа мир театра и литературы вновь вдохновился. Не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения мастерства: греческая трагедия становится импровизированным театром, управляемым sms, Facebook наполняется серийными романами, а сообщения в блогах становятся сценическим опытом. Литература, чтение и театр стали интерактивными.
На театральной сцене были установлены экраны спектакля «Антигоны 2.0», чтобы зрители могли отправлять по мобильному телефону короткие сообщения, на которые актеры должны были реагировать. Зрители оказались в роли античного хора и могли комментировать сценическое действие в чате. Немецкая театральная группа «Антигона 2.0» выпускает спектакли и руководит театрами в Берлине с 2007 года, объединяя древнегреческую трагедию с новыми коммуникационными технологиями.
этой статье рассматриваются реакции современной сцены на новое эстетическое поведение, анализируются отношения между телом актера и опосредованным образом — отсутствующим телом. Современная сцена раскрывается как захватывающая лаборатория анализа способов восприятия и, следовательно, конструирования новой медиареальности.
Связь театра с новыми технологиями — это тема, которая легко подвергается апокалиптическим прогнозам на будущее театра и постоянным сомнениям в его позициях в медиапространстве. Однако дистанцирующий и менее катастрофический подход показывает нам, что театр в качестве метода представления всегда был открыт для достижений, которые позволили ему расширить свои возможности выражения. С самого начала он использовал технические средства для появления на высоте, полетов на сцене, исчезновений на земле или странных превращений, которые поражали публику. Он также быстро приспосабливался к различным техникам освещения и к средствам достижения повышенной мобильности на сцене. Так мы пришли к XX веку, когда стали возможны запись голоса и изображения, которые дали начало радио, фотографии и кино, авангардным инструментам, которые не заставили себя долго ждать. С этой точки зрения, технологии изображения представляют собой еще одну главу, последнюю великую главу в истории театра — пространства, которое не перестало быть населенным образами и различными способами их построения.
1-5-11. Театр и новые технологии: новые партнеры
Théâtre et nouvelles technologies: de nouveaux partenaires — интервью Вероник Хотте (Véronique Hotte), la terrasse — journal, французский язык, 2011, https://www.journal-laterrasse.fr/hors-serie/theat...
По словам Беатрис Пикон-Валлин, новые технологии звука и изображения предназначены для манипулирования, которое более доступно молодым поколениям актеров, вместе с которыми они и появились.
Кажется, что школы еще не сделали шаг вперед, чтобы оказаться на стороне технологий, которые открывают для исполнительских искусств новые пути. Молодым актерам придется играть на сцене не только с традиционными театральными атрибутами: веерами, накидками, шляпками, мечами, им также надо будет манипулировать новыми «объектами» нашей сегодняшней реальности. Им, наконец, предстоит работать с такими техническими объектами, как изображения и микрофоны. Мы должны подготовить актеров, чтобы они могли взаимодействовать с этими новыми партнерами, одновременно играть на сцене и на экране, существовать в виртуальных средах или в бомбардировках изображений и проецируемых текстов. Более того, исполнитель сам может стать директором в команде, где роли сложны и переопределены.
1-5-12. Театр и новые технологии El teatro y las nuevas tecnologías — Карина Магуреги (Carina Maguregui), Educar, испанский язык, 2012, https://www.educ.ar/recursos/110670/el-teatro-y-la...
Задача кинематографистов, театральных режиссеров, современных исполнителей состоит в том, чтобы разработать полностью архитектурное искусство с пространственным дизайном и взаимно дополняемыми технологиями, которые формируют истинную конструкцию экспериментов.
Разнообразие и богатство постановки дает фантастические возможности, предлагаемые новыми технологиями для управления изображениями и видео, в дополнение к разнообразным экранам, организованным в соответствии с дизайном или архитектурой.
По словам Левиса, экран (мы распространяем это понятие на технологии в целом) «стал предпочтительным конструктором социальных субъективностей, сценария, в котором все кажется узаконенным или альтернативно осужденным. На восприятие реальности, на наше представление о мире, на представление о времени и пространстве, на то, как мы относимся к себе, окружающей среде и другим людям, — на все это влияет медленный, но глубокий процесс мутации, который иногда мы не полностью осознаем».
1-5-13. Театр памяти в цифровую эпоху Memory Theatre in the Digital Age — Петр Матусек (Peter Matussek), Performance Research, английский язык 2012, https://www.researchgate.net/publication/233366622... Театры памяти XVI и XVII веков. Забытые на века, они теперь кажутся более современными, чем когда-либо. Театры памяти были созданы заново для того, чтобы оживить сдерживаемую наукой культуру памяти Средневековья и противодействовать сенсорной депривации на заре печатной эпохи. Разработчики и художники по информационным технологиям разрабатывают стратегию постановки данных в качестве альтернативы хранению их как мертвых объектов. В лекции говорится о театре памяти Джулио Камилло (1480–1544) и о причинах его многократного возвращения в цифровую эпоху. Наиболее примечательной из этих причин является изобретательский импульс перформативных медиаинсталляций. Визуальные стратегии, с помощью которых исторические театры памяти стимулировали воображение своих посетителей, находят свое отражение в компьютерном искусстве, которое может указать путь для будущих моделей визуализации и постановки информации. Они приводят примеры того, как противопоставить статическую модель «хранения и поиска» перформативным способам представления знаний.
1-5-14. Театр — место цифрового сопротивления? Le Théâtre, lieu de résistance au numérique? — Энн Ле Галл (Anne Le Gall), TMNLab, французский язык, 2013, http://www.tmnlab.com/2013/12/13/le-theatre-lieu-d... Сегодня все происходит так, как если бы поиск специфики театра проходил через акцентирование сцены по отношению к современным средствам информации и коммуникации. Столкнувшись с радио, телевидением, а теперь и киберпространством, театр теперь определяется как пространство, основанное на совместном присутствии актера и публики. Это подтверждают живое против искусственного, непосредственность против посредничества, подлинность присутствия против головокружительного виртуального. Эта концепция сознательно или неосознанно является продолжением эстетической дискуссии 1960-х годов. Перед лицом новых технологий театр подражает, как обезьяна, по отношению к телевидению. Внедрение цифровых технологий в театр выходит за рамки простых технических и даже эстетических соображений, чтобы стимулировать философские дебаты о присутствии актера и сотрудничестве актера и публики. Но перед лицом метафизического идеализма могут быть «причины сомневаться в этом обнадеживающем порядке современности», причины сомневаться в непроницаемости границы между реальностью и ее симулякром, реальным и виртуальным.
1-5-15. Театр: цифра что-то меняет? Théâtre: est-ce que le numérique change quelque chose? — Николя Розетт и Кристоф Кастро (Nicolas Rosette et Christophe Castro), Inriality, французский язык, 2013, https://www.inriality.fr/culture-loisirs/theatre/s... 67-й выпуск Авиньонского фестиваля дает возможность открыть для себя множество инноваций и театральных экспериментов.
Можем ли мы сказать, что цифровое искусство изменяет театр? Даже самые «замшелые» режиссеры задействуют цифровую культуру, не зная об этом и не признавая этого. Пока это просто связь, которая возникла у них со своим смартфоном, электронной почтой, либо с Facebook. Но уже существует база данных, которая выполняет роль посредника между художниками, создателями, программистами и учреждениями.
В вопросе написания постановки новые цифровые инструменты меняют практику не только из-за использования обработки текста, но и с помощью инструментов, специфичных для сценографической записи или видео. Они не только позволяют создавать прототипы, но и значительно увеличивают динамику обменов (видеофайлы, фотографии, 3D-наборы, звуки, музыка и т. д.).
Эта практика обмена трансформирует письменность и сценическую эстетику, привлекая все более широкое распространение художественных и технических сообществ. Например, мы видим новых докладчиков, «визуальных художников», которые начинали с виджеинга и теперь вовлечены в новые практики сценографического искусства без значительных ресурсов лабораторий или крупных учреждений.
1-5-16. Каково будущее театра в цифровую эпоху? What is the Future of Theatre in the Digital Age? — Джоан Стюарт (Joanne Stewart), Spektrix, английский язык, 2013, https://www.spektrix.com/blog/what-is-the-future-o... Возможно, вы недавно читали статью соучредителя Spektrix Майкла Набарро о будущем театральной кассы в свете новых технологий. Мы можем быть уверены, что эта трансформация не остановится на кассе, а выйдет далеко за ее пределы. И все потому, что способность цифровых технологий лучше и быстрее объединить людей совпадает с фундаментальной целью театра — объединить людей с развлекательным или интеллектуальным художественным опытом. Растущие возможности подключения к аудитории с помощью цифровых технологий могут изменить то, что в театре находится на самом базовом уровне.
С новыми шагами к новым технологиям приходит новая волна мнений о «гибели» театра. Но вместо того, чтобы просто уступить место театру в пользу новых технологий, он уже приспосабливается небольшими, но значительными способами, чтобы использовать технологии для связи с аудиторией по-новому.
Проникновение цифрового контента в искусство и искусства в цифровой контент будет увеличиваться по мере появления технологий, таких как Google Glass и смарт-часы, что будет затруднять для аудитории выход технологии из зала. Поскольку театральные деятели осознают растущую потребность в изучении цифровых технологий для связи с аудиторией, они будут более активно участвовать в маркетинге, и, в свою очередь, маркетологи будут более активно участвовать в том, что делают художники и театральные деятели, чтобы производить ценный и значимый контент.
На более широком уровне это может иметь последствия для сектора искусства в целом, что потребует в равной степени цифрового мастерства и творческого мышления, поскольку в определенный момент обе стороны обязательно встретятся, и, когда они это сделают, сектор искусства станет благодатной почвой для инноваций.
1-5-17. Театр в социальных сетях: утопия? Le Théâtre Sur Les Réseaux Sociaux: Une Utopie? — Филипп Магэн (Philippe Maguin), Arkadia Communication, французский язык, 2014, https://www.arkadia-communication.fr/theatre-et-re... Новые инструменты, предлагаемые в интернете, в том числе социальные сети, позволяют нам улучшить наш обзор, имидж и цифровую идентификацию. Мы наблюдаем задержку культурной среды в веб-секторе, особенно в театральной сфере.
Мы замечаем, что некоторые театральные культурные структуры начинают использовать социальные сети. Театральное искусство часто считается элитарным и недоступным для некоторой части публики. Социальные сети могут быть хорошими инструментами для театров, позволяя им показать другое изображение, чем они получают.
1-5-18 . Театр: технологический эксперимент наших воспоминаний
Le théâtre: une expérimentation technologique de nos mémoires — Жан Ламбер-Вильд и Эжени Пастор (Jean Lambert-wild Eugénie Pastor), блог Ламбер-Вильда, французский язык, 2014, http://www.lambert-wild-malaguerra.com/fr/conferen... Этот текст — беседа Жана Ламбера-Вильда, театрального художника и поэта, и Эжени Пастор, французской исследовательницы, которая работает в Великобритании. Оба они неразрывно связаны с театром, иногда работают вместе и ищут ответы на волнующие их вопросы.
1-5-19. Новая сценическая технология меняет игру как за кулисами, так и в классе
New Stage Technology Changes the Game Behind the Scenes, and in the Classroom — Майк Лоулер (Mike Lawler), American Theatre, английский язык, 2014, https://www.americantheatre.org/2014/01/15/new-sta... Простота и скорость цифровых решений для сцены создает новые возможности и ставит новые вопросы о том, как обучать художников для такой быстро развивающейся области.
Вопреки распространенному мнению, людям не всегда нравятся новые вещи. Иногда люди даже не могут согласиться друг с другом в вопросе, действительно ли это что-то новое или нет.
Возьмите проблему «нового» для театральных художников, некоторые из которых работают в этой профессии в течение десятилетий, и ответ окажется противоречивым: театр разрывается от непонимания, что делать с новыми технологиями, — и все же ничего нового в театре нет. Мы рассказываем истории. Мы выводим актеров на сцену, создаем им обстановку, гарантируем, что их можно увидеть и услышать, когда это необходимо, и рассказываем историю как можно лучше.
1-5-20. Взгляд на театр и новые технологии Una Mirada Sobre El Teatro Y Las Nuevas Tecnologías — Gustavo Schraier, журнал ACC, №2, 2015, испанский язык, 2015, http://www.gustavoschraier.com.ar/publicaciones/23... Этот текст появился после участия автора в дискуссии на круглом столе «Тенденции творчества и новые технологии в исполнительском искусстве» 5-го мероприятия EIPE.
С самого начала человечество развивалось вместе с технологией, которую, несмотря на отсутствие уникальных или окончательных определений, мы можем описать как набор знаний, методов и навыков, применяемых для достижения определенной цели, обычно чтобы найти решение проблемы или удовлетворить определенную потребность.
Нет ничего удивительного в том, что все эти непрерывные достижения, и в основном те, что были созданы в последние десятилетия с использованием цифровых технологий — компьютеры, интернет, электронная почта, широкополосная связь, Wi-Fi, социальные сети, мобильные устройства, платформы и мультиплатформы и многие, многие другие, — радикально изменили способы восприятия, понимания и течения нашей повседневной жизни во всех ее аспектах. Без сомнения, они будут продолжать эту трансформацию.
1-5-21. Музыка и новые технологии в испанском театре XXI века
Música y nuevas tecnologías en el teatro espanol del siglo XXI — Вероника Орази (Veronica Orazi), Cuadernos AISPI 7, испанский язык, 2016, https://www.ledijournals.com/ojs/index.php/cuadern... Современная испанская сцена характеризуется одними тенденциями, которые возрождают наследие прошлого, и другими, которые конкретизируют новые и наводящие на размышления особенности. Основное внимание будет уделено двум макроскопическим аспектам, которые затрагивают обе эти группы: роль музыки и использование новых технологий.
1-5-22. Как выглядит (цифровой) театр будущего? How does the (digital) theatre of the future look like? — European Theatre Lab. The Field Survey, Part 4: Dreaming, английский язык, 2017, https://www.europeantheatrelab.eu/digital-theatre-...
Что бы вы хотели, чтобы произошло в ближайшем будущем, в отношениях цифровых технологий и театра? Это был, пожалуй, самый интересный вопрос нашего исследования. Результат неудивителен: участники, большинство из которых представляют европейские государственные театры, выбирают интерактивный театр с участием зрителя, который привлекает аудиторию и обеспечивает новые эмоциональные, чувственные и интеллектуальные приключения с использованием цифровых технологий новыми творческими способами. И все же они подчеркивают, насколько важно сохранять непосредственность театров, объединять и слить аналог с цифровым форматом, чтобы создать единый, сильный опыт.
1-5-23. Инновационные технологии выходят на театральную сцену
Innovative technology hits the theatre stage — Стефани Эллен Чан (Stephanie Ellen Chan), Технологический новостной сайт Cisco, английский язык, 2017, https://newsroom.cisco.com/feature-content?type=we... С ежегодным приближением Премии Тони многие пытаются обеспечить современную атмосферу в театре и музыкальном искусстве.
Понятно, как технологии влияют на киноиндустрию и даже на музыкальные фестивали, такие как Coachella. Примечательно, что Cisco сотрудничает с Live Nation для оснащения 20 открытых амфитеатров Wi-Fi Cisco Connected Stadium, чтобы обеспечить подключение каждого участника. Впрочем, инновационные технологии в театре могут показаться более сомнительным предприятием.
1-5-24. Когда театр заново открывает себя новым технологиям Quand le théâtre se réinvente face aux nouvelles technologies — RTBF Webcreation, французский язык, 2017, https://www.rtbf.be/webcreation/vr-et-360/white-pi... В рамках проекта «Белая свинья» авторы предлагают инновационный опыт как актерам, так и для зрителям. Публика сидит в центр сцены, действие разворачивается вокруг. Захваченные камерой 360 градусов, мы видим комнату, прокручивая декорации. Еще лучше использовать шлем виртуальной реальности, чтобы погрузиться в самое сердце событий.
«Белая свинья (преследование)» — это история Камиллы, девочки-подростка, которую травят одноклассники в социальных сетях. Зритель следует за ней в ее комнату, в столовую с ее матерью и в школу с ее учителем. Между этими действиями мы можем читать сообщения, которые девушка получает на свой телефон.
Несмотря на то, что проект снят камерой, для актеров этот опыт ближе к театру, чем к кино. Действительно, актеры все время на экране, как на сцене.
Это совместный проект Театра де Льеж и RTBF, который показывает, что театр еще не сказал своего последнего слова перед лицом новых технологий и что он изучает способы переосмыслить себя и развиваться вместе со своей аудиторией или даже с новой публикой.
1-5-25. Театр и цифровые гуманитарные науки. От разработки инструментов до экспериментального дизайна Théâtre et humanités numériques. Du développement des outils au design expérimental — Дженнифер Робертс-Смит (Jennifer Roberts-Smith), Театр. Историографический обзор. Выпуск 4, французский язык, 2017, https://sht.asso.fr/theatre-et-humanites-numerique... После критического представления о состоянии искусства в научной деятельности на пересечении театральных и цифровых гуманитарных наук в Канаде и в других местах эта статья предлагает, как эти две дисциплины могут работать вместе, чтобы сформулировать и облегчить новые способы производства знаний, появляющиеся в каждой индивидуально. Цель состоит в том, чтобы подчеркнуть достоинства изобретений, характерных для дизайна и театрального представления, и предложить, чтобы театральные и цифровые гуманитарные науки больше интересовались изобретениями.