– Олег Валентинович, расскажите о том, почему такое направление было решено открыть в ГИТИСе?
- Мы считаем, что исследования – это то, что должно быть непосредственно совмещено с образованием. Если мы занимаемся исследованиями, то и студенты тоже должны вовлекаться в эту работу. Мы с Григорием Заславским будем принимать участие в работе лаборатории на общественных началах, - он как ректор, а я как независимый исследователь. Еще с нами в работе этой лаборатории принимает участие режиссер Эдуард Бояков. Я буду курировать направление, связанное непосредственно с исследованиями, а Бояков будет заниматься тем, что связанно с экспериментами и разработкой новых форм. Планируется, что каждый год работы лаборатории будет завершаться фестивалем и изданием альманаха, которые будут демонстрировать результаты нашей работы.
– Раньше театр не входил в сферу ваших исследований?
- В течение двух лет я возглавлял «Роскультпроект» – это организация подведомственная Министерству культуры, которая занимается статистикой и оценкой того, что происходит в сфере культуры в целом.
Что касается театра, то, можно сказать, что это, в принципе, совершенно неизведанная область, потому что Министерство культуры интересуется только театрами, которые получают бюджетное финансирование. Это те театры, которые поддерживаются на федеральном уровне, на уровне регионов и муниципальных образований.
По тем цифрам, которые звучали официально, всегда получалось, что у нас около шестисот театров. Некоторые театры относятся не к Минкульту. Например, как Театр российской армии, который относится у Министерству обороны. Любом случае, официально количество театров не добиралось до семисот. Но каждый знает, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах существуют множество коллективов, которые работают не на бюджетном финансировании, также существует большое количество антреприз.
Поэтому прежде чем изучать, что произойдет с театрами в будущем, нужно понять, что с ними происходит сегодня. Выяснить сколько их, какие они и где размещены, какой репертуар они показывают. Нужно разобраться в сегодняшней театральной ситуации. И это одна из задач нашей лаборатории.
– Какие еще планируются векторы исследования?
– За последние десять лет я не помню ни одного значимого исследования зрительской аудитории. А с театральной публикой происходят сейчас очень серьезные изменения. Во-первых, в театр пошел молодой зритель. Кроме публики, которая существовала во все времена (так называемые театралы), сейчас аудитория начала быстро омолаживаться. Во-вторых, в театр стали приходить люди, которые раньше вообще в театр никогда не попадали. Особенно это касается гастролей столичных театров в провинции. Из-за высокой цены билетов на показы спектаклей приходят люди, которые способны заплатить. И раньше это была очень небольшая часть, а сейчас эти люди составляют существенную часть театральной аудитории.
Так что нужно изучать зрителя, понимать, что его интересует и с точки зрения репертуара, и с точки зрения театральной формы. И все эти вопросы мы задаем себе, во-первых, для того, чтобы понять, как это устроено сегодня, а, во-вторых, для того, чтобы понять, как это может изменяться в будущем.
– Планируется ли в ГИТИСе открыть набор абитуриентов на ваше направление?
– Это будет не кафедра, а лаборатория, которая нужна для того, чтобы проводить исследования и заниматься разработкой экспериментального продукта. Нам бы очень хотелось впоследствии, чтобы студенты, которые будут вовлекаться в работу лаборатории создавали какие-то экспериментальные спектакли и уезжали с ними в регионы. Не хотелось бы чтоб деятельность лаборатории заканчивалась в пределах Садового кольца. Нам кажется, самое важное – это работать в провинции.
Величайшим достоянием русского театра является репертуарный театр, который во все времена существовал и продолжает существовать и поныне. И эта форма воспроизводится, развивается и привлекает внимание зрителя. В то же время появляются новые театральные формы, в частности, иммерсивные постановки.
С точки зрения взгляда в будущее мы полагаем, что те студенты, которые сегодня учатся сегодня в театральных вузах, через двадцать лет будут формировать театральный продукт и создавать соответствующие тренды. Вместе со студентами мы будем размышлять и фантазировать по поводу того, каким будет театр будущего.
- И каким, по-вашему, он будет?
- В любом случае театр сохранит классические формы, которые существуют во все времена. Как известно, ни кино, ни телевизор не смогли конкурировать с театром, потому что это «живой продукт». И люди всегда будут стремиться в театр и выбирать, что больше им по душе и по тематике, и по репертуару, и по исполнению.
Взгляд в будущее не лишен смысла хотя бы потому, что размышления об этом позволяют увидеть какие-то тенденции и что-то постепенно менять. Например, столичные театры очень активно экспериментируют и с формой, и с театральным пространством, и взаимодействуют со зрителем. Такие эксперименты важны с одной стороны, для того, чтобы театр развивался, с другой стороны, они закладывают изменения, которые могут произойти не только в столице, но и в провинции, ведь провинциальные театры – это наше богатство. Но, к сожалению, им, особенно тем, которые не получают государственного финансирования уделяется крайне мало внимания и со стороны государства, и это буквально выживание на грани банкротства.
Вопрос театральной экономики очень важен, потому что от того, каким образом государство будет реализовывать культурную политику в театральном деле, очень многое зависит. И главное, при этом не должен страдать зритель - в любом городе, где достаточно населения, должны быть свои театры.
Источник:
http://www.teatral-online.ru/news/22450