ТЕАТРЫ РОССИИ

ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Москва, 2018
Театры России: оценка театрального предложения. Лаборатория будущего театра ГИТИС. - М. 2018.

Результаты исследования театров России, проведенного Лабораторией будущего театра ГИТИС в рамках Договора пожертвования между Фондом поддержки и развития театрального образования и Фондом поддержки социальных инноваций «Вольное дело». Представлены результаты сплошной переписи всех театров, осуществляющих платный показ спектаклей на территории Российской Федерации, а также оценка объёма и структуры театрального предложения.


Авторы исследования:
О.В. Иванов (руководитель проекта)
А.Г. Чернов (зам. руководителя проекта)
Л.В. Мурина (сбор данных, аналитика, макетирование)
А.В. Чернова (сбор данных, работа с базой данных)
К.В. Румянцева (сбор данных)
Т.М. Круглик (сбор данных, аналитика)

Руководитель Лаборатории будущего театра Г.А. Заславский
Куратор исследовательских программ О.В. Иванов

© ГИТИС
© Коллектив авторов
ВВЕДЕНИЕ
Состояние культурной среды любой территории в значительной степени зависит от наличия или отсутствия театров, или, более точно, определяется объемом, структурой и качеством театрального предложения. Несмотря на значительное расширение в последние годы театральной гастрольной деятельности, основа регионального театрального предложения по-прежнему формируется театрами-резидентами.

Изучение театрального предложения в различных регионах Российской Федерации серьезно затруднено спецификой системы федерального статистического наблюдения. Исторически в государственной статистике отражается деятельность театральных учреждений, подведомственных Минкультуры России (далее - федеральные театры), а также органам исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (далее - местные театры). Так, на начало 2018 г. в системе федерального статистического наблюдения содержались данные о 649 театрах (портал mkstat.ru), из которых лишь 27 не являются федеральными или местными.

В последние десятилетия возрастает роль независимых, «негосударственных» театров. Наиболее заметно этот процесс происходит в столичных городах, культурная среда которых в значительной степени формируется под их влиянием.

В рамках настоящего исследования предпринята попытка оценить объём и структуру театрального предложения с учетом влияния на него негосударственных театров, сформировать максимально полный перечень таких театров и получить сведения об их характеристиках и репертуаре.
1. Описание исследования
Актуальность

В последние десятилетия возрастает роль независимых, «негосударственных» театров и их влияние на культурный ландшафт территорий, поэтому необходимо обладать более полными по сравнению с официальной статистикой сведениями об объёме и структуре театрального предложения.

Цели и задачи

Цель исследования – получить первичную оценку театрального предложения на территории Российской Федерации путем переписи всех театров, осуществляющих платный показ спектаклей.

Задачи исследования:

1. Обсудить основные понятия и категории, используемые в исследовании.

2. Определить подход к проведению исследования, в частности, выбор источников данных, а также количественные и качественные характеристики театров, которые используются для описания театрального предложения.

3. Составить максимально полный перечень действующих в настоящее время театральных организаций и коллективов, в том числе находящихся за рамками существующей системы федерального статистического наблюдения.

4. Провести обработку и анализ данных, получить оценку некоторых аспектов театрального предложения, а также проанализировать на выборочной основе театральный репертуар.

5. Получить выводы и сформировать рекомендации по итогам исследования.

Объект и предмет

Объектом исследования являются российские театры, осуществляющие коммерческий показ театральных спектаклей и демонстрирующие творческую активность на протяжении последних двух лет, а его предметом – их основные характеристики и репертуар.

Исследовательский подход

В исследовании использован метод сплошной переписи театров, действующих на территории Российской Федерации, которая позволила получить, обработать и проанализировать сведения и характеристики российских театров.

Ограничения федерального статистического наблюдения оказали влияние на исследовательский подход, который в значительной степени был сфокусирован на получении информации о «негосударственных» театрах – в дополнение к уже имеющимся данным официальной статистики.

Обработка данных заключалась в проверке соответствия театра критериям театра и, например, при отсутствии в последние два года платного показа спектаклей театр удалялся из перечня.

Источники данных и их обработка

Для получения данных использовались открытые интернет-источники. Данный метод более эффективен, чем интерактивные методы сбора информации – анкетирование, личные кабинеты сайтов и т.п. Как следствие, полнота итогов переписи выше, чем результаты подобных исследований, проводившихся ранее с использованием интерактивных методов.

Поиск первичных данных о театрах проводился двумя путями: при помощи поисковых запросов мы получали данные об участниках театральной деятельности на территории Российской Федерации – сообщения о премьерах, театральных фестивалях, гастролях и т.п.; параллельно анализировались интернет-ресурсы, специализирующиеся на продвижении услуг в области культуры (afisha.ru и другие).

При выявлении информации о театре помимо его наименования в базу данных включались его местоположение (регион, населенный пункт, адрес), а также контактная информация (адрес интернет-сайта и страничек в социальных сетях, телефон).

Для классификации театров использовались данные сайта и страничек в социальных сетях самого театра; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (например, list-org.ru), другие интернет-источники.

Источником информации о репертуаре театров являлся соответствующий раздел сайта. Если репертуарный раздел отсутствовал или отсутствовал сам сайт, данные театра в выборочную репертуарную базу не заносились. В базу включалась информация о наименовании постановки, а также об авторе литературной основы, режиссере и жанре спектакля - при наличии этих данных на сайте театра.

Стадии исследования

На первом этапе проведена перепись – поиск в открытых интернет-источниках первичной информации о действующих в настоящее время театрах и формирование базы данных.

На втором этапе в результате уточнения и анализа полученной информации и её сравнения с данными федерального статистического наблюдения составлен перечень действующих театров.

На третьем этапе проведена классификация театров по видам, принадлежности и другим характеристикам.

На четвертом этапе в результате анализа получены оценки театрального предложения и сформулированы выводы и рекомендации.

Основные понятия и категории

Принадлежность театра – качественная характеристика, используемая для описания структуры театрального предложения с учётом организационно-правовых и финансовых аспектов деятельности.

Государственные театры – категория театров, деятельность которых обеспечивается за счет получаемого на постоянной основе бюджетного финансирования. К этой категории относятся театральные учреждения, подведомственные Минкультуры России – федеральные театры; театральные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления – местные театры; театры, подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти; а также их филиалы (малые сцены). Театры, получающие бюджетное финансирование в виде разовых субсидий или грантов, к этой категории не относятся.

Негосударственные театры - категория театров, у которых нет бюджетного финансирования на постоянной основе. В эту же группу также включены театры-студии – подразделения негосударственных организаций и учреждений.

В отдельную категорию выделены Театры-студии – подразделения государственных и муниципальных учреждений культуры и образования, которые с учётом предложенных критериев также не могут относиться к государственным.

Принадлежность театра определялась экспертным методом, на основании информации сайтов и страничек в социальных сетях; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (list-org.ru и др.).

Вид театра – качественная характеристика, используемая для описания структуры театрального предложения, которая определяется на основе жанров производимого театрального продукта, а также используемых в творческой деятельности приемов отдельных видов театрального искусства или функциональных направлений деятельности.

В системе федерального статистического наблюдения виды театра определяются на основе классификатора, который содержит следующие категории: «драматические театры»; «музыкально-драматические театры»; «музыкальные театры»; «театры кукол»; «театры музыкальной комедии, оперетты и мюзиклов»; «театры оперы и балета»; «театры юного зрителя (ТЮЗы)»; «прочие театры».

В процессе переписи была выявлена необходимость дополнения видов театра следующими категориями: «театры пластики и танца»; «лаборатории, экспериментальные театры» (созданы с целью творческих экспериментов, разработки новых форм и видов театрального искусства); «комбинированные театры» (на постоянной основе используют в творческой деятельности приемы различных видов театрального искусства); «антрепризы и продюсерские компании»; «арт-площадки» (основное направление деятельности – предоставление театральным коллективам условий для творчества и услуг по продвижению).

В ходе исследования вид театра определялся экспертным путём, на основании информации о театре и его репертуаре, размещаемых на сайтах и в социальных сетях.

Детский театр – театр, у которого число постановок, предназначенных для детской и юношеской аудитории, существенно превышает число постановок, адресованных взрослой аудитории. Отнесение к данной категории определялось экспертным методом на основе информации о репертуаре. Источник данных о репертуаре – сайт театра, странички в социальных сетях, другие интернет-источники.

Периферийный театр – театр, расположенный в населенном пункте, не являющемся центром субъекта Российской Федерации.

Показатели для оценки театрального предложения


Оценка театрального предложения, проводимая в рамках настоящего исследования, имеет существенные ограничения, связанные с отсутствием значительного объема информации и использованием исключительно доступной информации из интернет-источников. Они по понятным причинам не содержат полноценной информации, характеризующей театральное предложение: размере зрительного зала, количестве представлений и др.

Характеристики, использованные в настоящем исследовании для оценки театрального предложения, используют общедоступную информацию о местоположении театров и их качественных характеристиках (вид театра, его принадлежность, преобладание детского репертуара, расположение в центрах/на периферии), а также выборочных данных об объеме репертуара.

В таблице 1 приведены показатели оценки театрального предложения, используемые для целей настоящего исследования.
2. Оценка театрального предложения
2.1. Общие итоги переписи

В результате сбора информации составлена база данных, которая первоначально содержала записи о 2 100 театрах.

После уточнения информации и отбора в соответствии с критериями исследования итоговый перечень содержит данные о 1 762 театрах. Составленная база данных содержит название театра, его адрес, принадлежность, вид театра и другие характеристики.

В частности, более 300 профессиональных театров не имели показов в течение последних двух лет и учтены как закрытые.

На вопрос, все ли театры, действующие на территории Российской Федерации, оказались учтены, ответа не существует и можно предположить, что несколько театров было пропущено, поскольку данные о них отсутствуют в открытых интернет-источниках. В то же время, поскольку интернет сегодня является едва ли не основным способом продвижения, это число не может быть велико.

2.2. Оценка полноты данных

Для оценки полноты имеющегося перечня театров проведено сравнение полученных результатов с результатами более ранних аналогичных исследований.

В 2013 г. по заказу Минкультуры России был создан портал «Театральная Россия», в который театры через личный кабинет вносили данные о себе. Всего на портале были отражены данные о 1 002 театрах.

В таблице 2 приведено сравнение результатов переписи с данными федерального статистического наблюдения за 2017 г. и данных портала «Театральная Россия» за 2013 г. Как видно из таблицы, перепись 2018 г. наиболее полно по сравнению с другими данными отражает реальную ситуацию. Это стало возможным за счет использования методов сбора информации, которые позволяют получить более полную картину.

В существующей системе федерального статистического наблюдения театры аналогично порталу «Театральная Россия» предоставляют информацию о себе через личный кабинет.
Перепись позволила выявить действующие театры, которые не были учтены в предыдущих исследованиях. Разница с данными 2013 г. составила 760 театров
2.3. Принадлежность театров

Для оценки объема и структуры театрального предложения составлено распределение театров по принадлежности с указанием количества регионов, в которых они расположены (таблица 3).

Как видно из таблицы, самую многочисленную группу составляют негосударственные театры - 44,4%. Их количество превосходит число театров федерального и местного ведения, и они представлены более чем в 2/3 регионов.

В то же время основу театрального предложения в регионах продолжают формировать театры местного ведения. Их численность несколько меньше числа негосударственных театров, однако они присутствуют в 82 из 85 субъектов Российской Федерации.

Театры-студии, которые, в соответствии с выбранными нами критериями, не могут быть отнесены к числу государственных театров, имеют долю 13% и присутствуют в 52 регионах.
Число негосударственных театров превышает число театров местного ведения, однако последние гораздо шире распространены географически
2.4. Виды театров

Для оценки структуры театрального предложения составлено распределение театров по видам с указанием числа регионов, в которых они расположены (таблица 4).

Вполне ожидаемым результатом стало абсолютное превосходство драматических театров как по численности (43,4%), так и по распространению (79 из 85 регионов). Они широко представлены как среди государственных (49,1%), так и среди негосударственных (33,1%) театров. Можно утверждать, что, несмотря на развитие новых форм и направлений театрального искусства, репертуарный драматический театр продолжает оставаться основой как театрального предложения, так и зрительского спроса.

На втором месте оказались кукольные театры. Широта их распространения: 74 из 85 регионов, намного превышает показатели других видов театров. Данный результат, по всей видимости, обусловлен высоким уровнем востребованности театров для детей, а также возможностью привлекать дополнительные средства за счёт оказания ими околотеатральных коммерческих услуг. Негосударственные кукольные театры практически повсеместно занимаются этой деятельностью.

Третья по численности категория «Прочие виды», к которой, в частности, были отнесены коллективы, использующие различные приемы интерактивного театра и др. Территориальная распространённость театров прочих видов не самая широкая. В основном это регионы с достаточно высоким уровнем развития театрального искусства.

Неожиданно большим оказалось число экспериментальных театров и лабораторий, однако они локализованы в небольшом числе регионов. Подобная концентрация присуща также арт-площадкам, антрепризам и продюсерским компаниям.
2.5. Негосударственные театры отдельных видов

Для оценки влияния на театральное предложение негосударственных театров для каждого вида определено соотношение числа негосударственных театров к числу театров федерального и местного ведения (таблица 5).

Как видно из таблицы, в целом ряде категорий театральное предложение формируется в основном негосударственными театрами. Это антрепризы и продюсерские компании, лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки, комбинированные театры, театры пластики и танца.

В то же время для ряда категорий количественное влияние негосударственных театров незначительно, их число уступает числу федеральных и местных театров. Это театры юного зрителя, музыкальные театры, театры оперы и балета, музыкально-драматические театры, театры кукол, драматические театры. Следует отметить, что именно в эту группу попали драматические театры и театры кукол – наиболее многочисленные категории.
2.6. Детские театры

384 театра (или 21,8% от общего числа) были классифицированы как детские. Они расположены в 64 из 85 (или 75,3%) регионов страны. Данные о принадлежности детских театров приведена в таблице 6.

Как видно из таблицы, наибольшее число детских театров являются негосударственными (170, или 44,3%) и театрами местного ведения (140, или 36,5%). Причем число негосударственных превосходит число местных.

В то же время театры местного ведения распределены значительно более широко: в 58 регионах против 29, в которых расположены негосударственные детские театры.

Вполне ожидаемым оказалось распространение детских театров-студий, они расположены на территории 28 регионов. В 10 регионах количество детских негосударственных театров превысило число детских театров федерального и местного ведения.

Данные о видах детских театров представлены в таблице 7. Как видно из таблицы, каждый третий детский театр является кукольным, они имеются в 39 из 85 регионов. Географически более широко распространены театры юного зрителя - 52 региона.

Статистически значимым оказалось количество драматических детских театров. Число детских театров других видов относительно невелико.
Каждый пятый театр – детский (22%), они расположены в 64 регионах из 85 и при этом 44% из них негосударственные
2.7. Столичные и периферийные театры

Несмотря на развитие гастрольной деятельности, основу театрального предложения формируют местные театры. Для оценки периферийного театрального предложения был проведен анализ численности театров, расположенных вне пределов столиц субъектов Российской Федерации.

В процессе переписи было выявлено 309 периферийных театров, что составляет 17,5% от общего числа. Они расположены в 191 городе 58 субъектов Российской Федерации.

Для оценки влияния негосударственных театров на театральное предложение на периферии проанализирована принадлежность театров. Результаты приведены в таблице 8.

Как видно из таблицы, негосударственные театры не оказывают существенного влияния на театральное предложение на периферии, составляя лишь 16,2% от общей численности расположенных там театров. Это влияние проявляется лишь в 19 регионах страны.

Основой периферийного театрального предложения остаются театры местного ведения, число которых в 3,5 раза превосходит число негосударственных. Периферийные театры местного ведения имеют и самое широкое распространение – они выявлены в 52 регионах страны.

Следует отметить, что только на периферии число театров-студий оказалось выше числа негосударственных театров.

Перечень регионов с наибольшим числом периферийных театров приведен в таблице 9.
2.8. Количественная оценка репертуара

Для оценки количественных характеристик театрального репертуара сформирована выборочная база данных, включающая наименование постановки, а также данные об авторе литературной основы, режиссере и жанре спектакля (при их наличии на сайте театра). Если на сайте репертуарный раздел отсутствовал или отсутствовал сам сайт, данные о театре в выборочную репертуарную базу не заносились.

На сайтах театров имеются данные о репертуаре 43,7% негосударственных театров и 29,7% театров-студий. У этих театров в среднем 11 постановок. Для сравнения, у государственных театров – 29 постановок. Аналитика объема репертуара по видам театров приведена в таблице 10.

Как видно из таблицы, для большинства категорий средний объем репертуарной базы участвующих в федеральном статистическом наблюдении театров существенно превосходит аналогичное значение для негосударственных театров. Сопоставимые значения отмечены только у тех категорий, которые не представлены в федеральном статистическом наблюдении (арт-площадки, комбинированные театры, антрепризы и т.д.).

3. Региональные различия
3.1. Общий подход к анализу

Для анализа театрального предложения составлены распределения регионов по общему числу театров, по их принадлежности, по числу детских театров и т.д.

Театральные организации выявлены в 84 из 85 субъектов Российской Федерации, за исключением Ненецкого автономного округа.

В заключительной части раздела приведены результаты кластерного анализа, который позволил выделить пять кластеров, на которые разделились регионы по объему и составу театрального предложения.
Две трети всех театров расположены в 10 регионах-лидерах, в одной трети регионов нет негосударственных театров, в одном регионе театров нет вообще
3.2. Число театров в регионах

Распределение регионов по количеству театров приведено на рисунке 1.
Как видно из рисунка, в 44 регионах (или в 51,8%) количество театров не превышает 10. Еще в 23 регионах (27,1%) количество театров находится в интервале от 10 до 20 единиц. Размер остальных групп незначителен.

Регионы с наибольшим числом театров: Москва (438 театров), Санкт-Петербург (275 театров), Свердловская область (70 театров), Московская область (67 театров), Новосибирская область (48 театров), Пермский край (41 театр), Республика Татарстан (40 театров), Краснодарский край (37 театров), Самарская область (35 театров), Нижегородская область (32 театра).
Среднее значение по всем регионам 21 театр, медиана – 9.
3.3. Число негосударственных театров

Распределение регионов по принадлежности театров приведено на рисунке 2.
Как видно из рисунка, более чем в половине регионов (47, или 55,3%) число негосударственных театров не превышает 10. В отличие от предыдущего распределения, вторую по численности группу составили регионы, в которых негосударственные театры отсутствуют (27, или 31,8%).

Регионы с наибольшим числом негосударственных театров: Москва (281 театр), Санкт-Петербург (195 театров), Свердловская область (38 театров), Новосибирская область (29 театров), Краснодарский край (21 театр), Пермский край (16 театров), Нижегородская область (15 театров), Республика Татарстан (14 театров), Московская область (12 театров), Самарская область (12 театров).
Среднее значение - 9 негосударственных театров, медиана равна 1.
3.4. Число театров местного ведения

Распределение регионов по количеству театров местного ведения приведено на рисунке 3.
Как видно из рисунка, в абсолютном большинстве регионов (63, или 74,1%) число театров местного ведения не превышает 10. Примерно в каждом пятом регионе (16 или 19,5%) число театров местного ведения находится в интервале от 10 до 20 единиц.

Регионы с наибольшим числом театров местного ведения: Москва (88 театров), Московская область (35 театров), Санкт-Петербург (33 театра), Республика Татарстан (19 театров), Свердловская область (19 театров), Челябинская область (17 театров), Самарская область (15 театров), Красноярский край (14 театров), Республика Башкортостан (13 театров), Нижегородская область (13 театров), Пермский край (13 театров).
Среднее значение 7 театров местного ведения, медиана 5.
3.5. Число детских театров

Распределение регионов по числу детских театров приведено на рисунке 4.
В абсолютном большинстве регионов (58, или 68,2%) число детских театров не превышает 10. В каждом четвертом регионе (21, или 24,7%) детские театры отсутствуют.

Регионы с наибольшим числом детских театров: Москва (93 театров), Санкт-Петербург (66 театров), Московская область (21 театров), Свердловская область (15 театров), Самарская область (13 театров), Республика Татарстан (11 театров).
Среднее значение равно – 5 детских театров, медиана – 2.
3.6. Число драматических театров

Распределение регионов по числу драматических театров приведено на рисунке 5.
Почти в половине регионов (39 или 45,9%) число драматических театров не превышает 5. Примерно в каждом четвертом регионе (23 или 27,1%) число драматических театров находится в интервале от 5 до 10. В 6 регионах страны драматические театры отсутствуют.

Регионы с наибольшим числом драматических театров: Москва (184 театра), Санкт-Петербург (84 театра), Московская область (37 театров), Новосибирская область (28 театров), Свердловская область (23 театра), Пермский край (20 театров), Республика Татарстан (19 театров), Нижегородская область (16 театров).
Среднее значение равно – 9 драматических театров, медиана – 4.
3.7. Число кукольных театров

Распределение регионов по числу кукольных театров приведено на рисунке 6.
В абсолютном большинстве регионов (68 или 80,0%) число кукольных театров не превышает 5. В 11 регионах кукольные театры отсутствуют.

Регионы с наибольшим числом кукольных театров: Москва (36 театров), Санкт-Петербург (31 театр), Московская область (10 театров), Свердловская область (9 театров), Республика Татарстан (5 театров), Пермский край (5 театров).
Среднее значение равно – 2 кукольных театра, медиана – 1.
3.8. Театральное предложение в регионах-лидерах

В процессе анализа статистического распределения по общему числу театров был сформирован перечень регионов-лидеров с наибольшим уровнем театрального предложения. Входящие в этот список регионы являются регионами-лидерами и по другим позициям.
Основу театрального предложения регионов-лидеров составляют драматические и кукольные театры. В 7 из 10 регионов-лидеров их число превышает половину от общего числа театров.
Для каждой категории (за исключением театров юного зрителя) более половины театров находится в регионах-лидерах. Для антреприз (продюсерских компаний), лабораторий (экспериментальных театров) и арт-площадок значение этого показателя превышает 75%.
Всего же в десяти регионах-лидерах расположено около двух третьих от общего числа театров (61,5%).
3.9. Театральное предложение в регионах-аутсайдерах

В число регионов-аутсайдеров включены регионы с минимальным уровнем театрального предложения. В этот список были включены субъекты Российской Федерации, в которых в результате переписи было выявлено не более двух театров.
Перечень регионов с наименьшим числом театров приведен в таблице 12. Основу театрального предложения в регионах-аутсайдерах составляют театры местного ведения.
Виды театров, выявленных в процессе переписи в регионах-аутсайдерах, приведены в таблице 13. Основу театрального предложения в регионах-аутсайдерах составляют драматические (музыкально-драматические) театры, а также театры, ориентирующиеся на детскую аудиторию (театры юного зрителя и кукольные).
Основу театрального предложения в регионах-аутсайдерах составляют местные театры, из них большинство драматические, далее следуют ТЮЗы и кукольные
3.10. Кластерный анализ региональных различий

Для анализа региональных различий театрального предложения проведен кластерный анализ данных по следующим показателям: государственные театры (сумма по категориям «Театры федерального ведения», «Театры местного ведения», «Театры ведения других ФОИВов», «Подразделения (филиалы) театров федерального ведения», «Подразделения (филиалы) театров местного ведения»); негосударственные театры; театры-студии; детские театры; периферийные театры; драматические театры (сумма по категориям «Драматические театры», «Музыкально-драматические театры», «Театры юного зрителя»); музыкальные театры (сумма по категориям «Музыкальные театры», «Театры муз. комедии, оперетты, мюзиклы», «Театры оперы, балета»); кукольные театры.

Для каждого показателя выделены пять уровней значений: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. В качестве среднего значения выбраны значения медианы, а не среднего арифметического, чтобы избежать эффекта «среднего по больнице».

Анализ проводился для 84 регионов, за исключением Ненецкого автономного округа, на территории которого театров не выявлено. В результате анализа выделены 5 кластеров (групп регионов) с близкими значениями показателей объема и структуры театрального предложения. Далее анализируется профиль каждого кластера.
Кластер 1.

Первый кластер характеризуется высоким уровнем театрального предложения по всем анализируемым показателям. Структура предложения приведена на рисунке 7. Как видно из рисунка, общее число театров в регионе определяют негосударственные и драматические театры. Заметно влияние детских театров. В эту группу вошли 5 субъектов Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская и Свердловская области.
Кластер 2.

Второй кластер характеризуется уровнем театрального предложения выше среднего (медианы) по всем показателям, кроме театров-студий. Предложение театров-студий находится на среднем уровне. Структура предложения приведена на рисунке 8. По сравнению с первым кластером:
- общее число театров снизилось в несколько раз;
- на сопоставимом уровне находится число государственных и негосударственных театров, среднее число государственных театров превысило среднее число негосударственных;
- возросло число периферийных театров.
По-прежнему определяющее влияние на структуру предложения имеют драматические театры. В эту группу регионов вошли 8 субъектов Российской Федерации:
Республики Башкортостан и Татарстан; Пермский и Краснодарский края; Волгоградская, Нижегородская, Самарская и Челябинская области.
Кластер 3.

Третий кластер характеризуется средним (медианным) уровнем театрального предложения по всем показателям кроме театров-студий и музыкальных театров, по которым уровень предложения ниже среднего. Структура предложения приведена на рисунке 9 и характеризуется:
- дальнейшим по сравнению с первым и вторым кластерами снижением общего числа театров;
- преобладанием государственных и драматических театров, среднее число государственных театров почти в два раза превосходит среднее число негосударственных;
- существенным вкладом детских и периферийных театров;
- сопоставимостью среднего числа со средним числом негосударственных театров.
В третий кластер регионов вошли 20 субъектов Российской Федерации:
Республики Дагестан и Саха (Якутия); Удмуртская и Чувашская Республики; Красноярский край; Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Ленинградская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская и Ярославская области; Ханты-Мансийский автономный округ.
Кластер 4.

Большинство показателей четвертого кластера имеют уровень ниже медианного.
При этом количество «театров-студий» оказалось выше среднего, а периферийных и музыкальных театров на среднем (медианном) уровне. Структура предложения приведена на рисунке 10. Общий объем театрального предложения остается на уровне регионов третьей группы. Структура предложения меняется в сторону увеличения числа периферийных театров-студий на фоне снижения доли негосударственных и, особенно, государственных театров. Драматические театры продолжаются оставаться основой театрального предложения. В четвертый кластер вошли 3 субъекта Российской Федерации: Калужская, Кемеровская и Псковская области.
Кластер 5.

Кластер 5 по всем анализируемым показателям характеризуется низким уровнем театрального предложения. Структура предложения приведена на рисунке 11.
Для этого кластера отмечено снижение объема театрального предложения по сравнению с третьей и четвертой группой. Структура театрального предложения определяется государственными драматическими театрами. В группу регионов с низким уровнем театрального предложения вошли 48 субъектов Российской Федерации:
Республики Адыгея (Адыгея), Бурятия, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Хакасия и Крым; Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская области; Еврейская автономная область; Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; город Севастополь.
4. Театры по федеральным округам
5. Выводы и рекомендации
5.1. О театральном предложении

Основная часть театрального предложения страны локализована в небольшом числе регионов-лидеров. Более чем в половине регионов выявлено не более 10 театров всех категорий принадлежности и видов. Основу театрального предложения составляет драматический театр и театры кукол, которые представлены в большинстве регионов страны.

Основу театрального предложения составляют театры местного ведения. Их численность в настоящее время уступает численности негосударственных театров. Однако средняя величина репертуара, многообразие видов и широта представленности существенно превосходят аналогичные значения негосударственных театров. Театры местного ведения представлены почти всеми (за исключением антреприз) видами и почти во всех регионах страны (82 из 85).

Негосударственные театры оказывают существенное влияние на театральное предложение (за счет своей численности, которая на настоящий момент превосходит численность театров местного ведения).

В то же время объем репертуара и широта представленности негосударственных театров существенно ниже аналогичных показателей театров местного ведения.

Развитие негосударственных форм театра локализовано в нескольких регионах, перечень которых почти полностью совпадает с перечнем регионов-лидеров театрального предложения. Примерно в каждом третьем регионе негосударственных театров не выявлено.

Основное развитие негосударственного театра происходит в формах драматического и кукольного театра, а также, так называемых, «прочих театров». К этой категории были отнесены театры различных «нестандартных», в первую очередь интерактивных, направлений театральной деятельности.

Развитие некоторых видов театра (антреприз и продюсерские компании, лаборатории и экспериментальные театры, Арт-Площадки и т.п.) практически полностью происходит в формате негосударственных театров.

Одним из факторов развития негосударственных форм кукольного и некоторых других видов театра является возможность создания на основе театральных спектаклей околотеатральных коммерческих продуктов – услуг по проведению мероприятий (праздников, фестивалей и т.п.). Данный вид деятельности широко практикуется.

Развитие новых форм театрального предложения и театральной деятельности (лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки и т.п.) локализовано в небольшом числе регионов. Их перечень почти полностью совпадает с перечнем регионов-лидеров театрального предложения.

Определенное влияние на театральное предложение оказывают театры-студии, работающие в 52 из 85 регионов страны.

Существенное влияние на театральное предложение оказывают детские театры, расположенные в абсолютном большинстве регионов страны. Однако в 21 регионе детские театры выявлены не были. Основу детского предложения формируют театры местного ведения (140 театров в 58 регионах) и негосударственные театры (170 театров в 29 регионах), кукольные и драматические спектакли.

Театральное предложение локализовано в столицах субъектов Российской Федерации. Основу театрального предложения регионов-аутсайдеров составляют театры местного ведения, драматические, а также театры детского репертуара (кукольные и ТЮЗы).

Уровень влияния негосударственных театров на периферийное театральное предложение незначителен.

5.2. О поддержке негосударственных театров

Следует рассмотреть варианты системной поддержки творческой деятельности негосударственных театров на федеральном, региональном и муниципальном уровне (нормативная и организационно-административная поддержка, субсидии, гранты и т.п.), определив цели, приоритеты и требуемые объемы такой поддержки.

5.3. О наблюдении за театральной деятельностью

Актуальное состояние федерального статистического наблюдения не позволяет получить адекватное представление о театральном предложении. В то же время оно остается основным механизмом, позволяющим обеспечить корректность поступающей информации, а также экономическую эффективность процедур ее сбора.

Развитие системы федерального статистического наблюдения театральной деятельности следует вести в направлении создания механизмов включения в наблюдение негосударственных театров (развитие нормативно-правового обеспечения, повышение мотивации участников), а также улучшения методик (в первую очередь, расширение и уточнение системных классификаторов).

Мониторинг театральной деятельности во всем ее многообразии невозможно осуществить исключительно в рамках федерального статистического наблюдения, без построения дополнительных систем сбора информации по типу портала «Театральная Россия».

Для повышения результативности и эффективности подобной системы следует активно привлекать к ее формированию и эксплуатации волонтеров, в первую очередь студентов вузов профильных специальностей.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванов Олег Валентинович - окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук. Возглавлял кафедру социальной информатики на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, работал генеральным директором ФГБУК «Роскультпроект» - Проектного офиса Минкультуры России, участвовал в разработке Основ и Стратегии государственной культурной политики. Специализируется на научных исследованиях в области культуры и кинематографии – с применением широко набора количественных и качественных методов. Учёный, педагог, эксперт.

Чернов Алексей Георгиевич, окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Возглавлял проекты стратегического развития в ряде отраслей экономики, в течение ряда лет был руководителем исследований в культуре и кинематографии, занимался реформированием системы статистического наблюдения в культуре, работал заместителем генерального директора ФГБУК «Роскультпроект» - Проектного офиса Минкультуры России. Эксперт, педагог. Специалист по стратегическому анализу, проектному управлению, статистике культуры, количественным методам исследований в гуманитарных областях, разработке баз данных.

Мурина Людмила Викторовна, окончила Новый гуманитарный институт, работала в аудиторско-консалтинговых компаниях «Универс-Аудит» и «Универс-Консалтинг», в исследовательском проекте Movie Research, в качестве главного редактора выпустила в свет ежегодники «Киностатистика» за 2006-2012 гг., «Культура России 2012 - 2016» (издание Минкультуры России). Специалист по стратегическому анализу, проектному управлению, сбору, обработке, хранению, анализу и визуализации данных в области культуры и кинематографии.

Чернова Анна Витальевна, окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Работает в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. Участвовала в создании библиографической базы данных по психологии «Выготский», электронного архива И.А. Ильина и других проектах. Имеет научные публикации. Специалист по разработке и ведению баз данных, формированию и систематизации информационных массивов в различных областях знаний.

Румянцева Кира Витальевна, окончила Российский Государственный Гуманитарный Университет, работала в журналистике, затем в аппарате Союза кинематографистов РФ, затем специалистом отдела мониторинга культуры в ФГБУК «Роскультпроект» - Проектном офисе Минкультуры России. Специалист по организации сбора, обработки и хранения данных в области культуры и кинематографии, ведению баз данных и проектной документации.

Круглик Татьяна Михайловна, окончила бакалавриат факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова и там же продолжает обучение в магистратуре. Лауреат премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи. Прошла стажировку в Программном офисе Совета Европы в РФ, исследовательской компании «Киноэкспертиза», работала в ФГБУК «Роскультпроект» - Проектном офисе Минкультуры России. Специалист по применению методов статистического анализа для проведения исследований в гуманитарных областях.