Актуальность
В последние десятилетия возрастает роль независимых, «негосударственных» театров и их влияние на культурный ландшафт территорий, поэтому необходимо обладать более полными по сравнению с официальной статистикой сведениями об объёме и структуре театрального предложения.
Цели и задачи
Цель исследования – получить первичную оценку театрального предложения на территории Российской Федерации путем переписи всех театров, осуществляющих платный показ спектаклей.
Задачи исследования:
1. Обсудить основные понятия и категории, используемые в исследовании.
2. Определить подход к проведению исследования, в частности, выбор источников данных, а также количественные и качественные характеристики театров, которые используются для описания театрального предложения.
3. Составить максимально полный перечень действующих в настоящее время театральных организаций и коллективов, в том числе находящихся за рамками существующей системы федерального статистического наблюдения.
4. Провести обработку и анализ данных, получить оценку некоторых аспектов театрального предложения, а также проанализировать на выборочной основе театральный репертуар.
5. Получить выводы и сформировать рекомендации по итогам исследования.
Объект и предмет
Объектом исследования являются российские театры, осуществляющие коммерческий показ театральных спектаклей и демонстрирующие творческую активность на протяжении последних двух лет, а его предметом – их основные характеристики и репертуар.
Исследовательский подход
В исследовании использован метод сплошной переписи театров, действующих на территории Российской Федерации, которая позволила получить, обработать и проанализировать сведения и характеристики российских театров.
Ограничения федерального статистического наблюдения оказали влияние на исследовательский подход, который в значительной степени был сфокусирован на получении информации о «негосударственных» театрах – в дополнение к уже имеющимся данным официальной статистики.
Обработка данных заключалась в проверке соответствия театра критериям театра и, например, при отсутствии в последние два года платного показа спектаклей театр удалялся из перечня.
Источники данных и их обработка
Для получения данных использовались открытые интернет-источники. Данный метод более эффективен, чем интерактивные методы сбора информации – анкетирование, личные кабинеты сайтов и т.п. Как следствие, полнота итогов переписи выше, чем результаты подобных исследований, проводившихся ранее с использованием интерактивных методов.
Поиск первичных данных о театрах проводился двумя путями: при помощи поисковых запросов мы получали данные об участниках театральной деятельности на территории Российской Федерации – сообщения о премьерах, театральных фестивалях, гастролях и т.п.; параллельно анализировались интернет-ресурсы, специализирующиеся на продвижении услуг в области культуры (afisha.ru и другие).
При выявлении информации о театре помимо его наименования в базу данных включались его местоположение (регион, населенный пункт, адрес), а также контактная информация (адрес интернет-сайта и страничек в социальных сетях, телефон).
Для классификации театров использовались данные сайта и страничек в социальных сетях самого театра; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (например, list-org.ru), другие интернет-источники.
Источником информации о репертуаре театров являлся соответствующий раздел сайта. Если репертуарный раздел отсутствовал или отсутствовал сам сайт, данные театра в выборочную репертуарную базу не заносились. В базу включалась информация о наименовании постановки, а также об авторе литературной основы, режиссере и жанре спектакля - при наличии этих данных на сайте театра.
Стадии исследования
На первом этапе проведена перепись – поиск в открытых интернет-источниках первичной информации о действующих в настоящее время театрах и формирование базы данных.
На втором этапе в результате уточнения и анализа полученной информации и её сравнения с данными федерального статистического наблюдения составлен перечень действующих театров.
На третьем этапе проведена классификация театров по видам, принадлежности и другим характеристикам.
На четвертом этапе в результате анализа получены оценки театрального предложения и сформулированы выводы и рекомендации.
Основные понятия и категории
Принадлежность театра – качественная характеристика, используемая для описания структуры театрального предложения с учётом организационно-правовых и финансовых аспектов деятельности.
Государственные театры – категория театров, деятельность которых обеспечивается за счет получаемого на постоянной основе бюджетного финансирования. К этой категории относятся театральные учреждения, подведомственные Минкультуры России – федеральные театры; театральные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и местного самоуправления – местные театры; театры, подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти; а также их филиалы (малые сцены). Театры, получающие бюджетное финансирование в виде разовых субсидий или грантов, к этой категории не относятся.
Негосударственные театры - категория театров, у которых нет бюджетного финансирования на постоянной основе. В эту же группу также включены театры-студии – подразделения негосударственных организаций и учреждений.
В отдельную категорию выделены Театры-студии – подразделения государственных и муниципальных учреждений культуры и образования, которые с учётом предложенных критериев также не могут относиться к государственным.
Принадлежность театра определялась экспертным методом, на основании информации сайтов и страничек в социальных сетях; сайтов органов исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; порталов, специализирующихся на предоставлении юридической и финансовой информации об организациях страны (list-org.ru и др.).
Вид театра – качественная характеристика, используемая для описания структуры театрального предложения, которая определяется на основе жанров производимого театрального продукта, а также используемых в творческой деятельности приемов отдельных видов театрального искусства или функциональных направлений деятельности.
В системе федерального статистического наблюдения виды театра определяются на основе классификатора, который содержит следующие категории: «драматические театры»; «музыкально-драматические театры»; «музыкальные театры»; «театры кукол»; «театры музыкальной комедии, оперетты и мюзиклов»; «театры оперы и балета»; «театры юного зрителя (ТЮЗы)»; «прочие театры».
В процессе переписи была выявлена необходимость дополнения видов театра следующими категориями: «театры пластики и танца»; «лаборатории, экспериментальные театры» (созданы с целью творческих экспериментов, разработки новых форм и видов театрального искусства); «комбинированные театры» (на постоянной основе используют в творческой деятельности приемы различных видов театрального искусства); «антрепризы и продюсерские компании»; «арт-площадки» (основное направление деятельности – предоставление театральным коллективам условий для творчества и услуг по продвижению).
В ходе исследования вид театра определялся экспертным путём, на основании информации о театре и его репертуаре, размещаемых на сайтах и в социальных сетях.
Детский театр – театр, у которого число постановок, предназначенных для детской и юношеской аудитории, существенно превышает число постановок, адресованных взрослой аудитории. Отнесение к данной категории определялось экспертным методом на основе информации о репертуаре. Источник данных о репертуаре – сайт театра, странички в социальных сетях, другие интернет-источники.
Периферийный театр – театр, расположенный в населенном пункте, не являющемся центром субъекта Российской Федерации.
Показатели для оценки театрального предложения
Оценка театрального предложения, проводимая в рамках настоящего исследования, имеет существенные ограничения, связанные с отсутствием значительного объема информации и использованием исключительно доступной информации из интернет-источников. Они по понятным причинам не содержат полноценной информации, характеризующей театральное предложение: размере зрительного зала, количестве представлений и др.
Характеристики, использованные в настоящем исследовании для оценки театрального предложения, используют общедоступную информацию о местоположении театров и их качественных характеристиках (вид театра, его принадлежность, преобладание детского репертуара, расположение в центрах/на периферии), а также выборочных данных об объеме репертуара.
В таблице 1 приведены показатели оценки театрального предложения, используемые для целей настоящего исследования.